Выбрать язык
Меню

Мотопутешествие Сибирь-Монголия-Алтай-Казахстан-Москва: Часть 2. Алтай-Казахстан-Москва

Россия. Алтай. День 14.
Утром прощаемся с ребятами.
За две недели мы стали одной командой и расставаться немного грустно. Дальше мы продолжим наше путешествие вдвоем с Олегом.

Все вещи переупакованы и перегружены на мотоциклы. Стартуем в десять утра и держим путь на север по Чуйскому тракту.
Природа меняется на глазах. Горы постепенно обретают растительность и вскоре их склоны покрываются густым лесом.

Река Чуя, вдоль которой петляет шоссе, повторяя её изгибы, становится полноводней и быстрее. У поселка Акташ сворачиваем с федеральной трассы и уходим на дорогу, ведущую к Телецкому озеру — это одно из самых интересных мест на Алтае. До озера от Акташа 175 км. 50 из них, до поселка Улаган -асфальт, здесь же последняя заправка. Дальше идет гравийно-грунтовое покрытие. Камни и пыль.

Много пыли! Забираемся на высоту две тысячи метров, вокруг такие шикарные виды! Приходится часто останавливаться, чтобы полюбоваться пейзажами и сделать фото. Алтай другой, он совсем не похож на Монголию. Буйство зелени, горы, реки, водопады…

Спускаемся по каменистому, крутому серпантину в ущелье. Дорога ведет нас по каньону вдоль бурлящей реки. Объезжаем огромные валуны, упавшие когда-то с отвесных скал, между которыми петляет река. Красота!

К Телецкому озеру приезжаем, когда уже стемнело и поселяемся в отдельном деревянном домике в одной из турбаз.

Россия. Алтай. День 16.
Телецкое озеро зажато в ущелье и протянулось на несколько десятков километров, окруженное горами.

Чистая, холодная вода, песчаные пляжи. Здесь есть несколько турбаз, предлагающих жилье, питание и различные экскурсии. Красивое место!
Прогулявшись утром по берегу, мы выезжаем в обратный путь. Снова 125 км камней и пыли, остановка на обед в Улагане и вот мы уже на Чуйском тракте.

Очень живописная дорога! Слева шумит Чуя, справа — горы, прекрасный асфальт, отличная погода — что еще нужно мотопутешественнику для полного счастья? Чуйский тракт — федеральная трасса, был построен в начале прошлого века, берет начало в Новосибирске и идет до границы с Монголией.

Протяженность 960 км. Пройдя около 200 км слева от трассы видим интересный памятник, посвященный строителям этой дороги. Идея памятника взята из песни про шофера и его подругу, слова которой выбиты на постаменте. Интересные стихи!

Здесь же можно увидеть и даже проехать по участку того самого, старого Чуйского тракта, построенного в 20-х годах заключенными ГУЛАГА.
В этот день мы не доехали до Горно-Алтайска, как предполагали, так как с наступлением темноты температура резко упала и стало очень холодно. Заночевали в придорожной гостишке в 120 км от города.

Россия — Казахстан. День 18.
В 11 утра покидаем Барнаул и идем в сторону границы с Казахстаном.
До нее около 350 км. Дорога загружена, трафик довольно плотный, пока не отъехали от города 50-60 км. Пейзаж однообразный. Комбайны бороздят поля, поднимая пыльные бури проносятся груженые зерном камазы. Жарко. Проехали 200 км без остановки. Первая — на АЗС. Заправились и решили почистить воздушные фильтры, так как при скоростном режиме 150-160 км/ч значительно увеличился расход топлива. После Монгольских дорог это было как нельзя кстати! Я таких ужасно грязных фильтров не видел! Хоть картошку сажай.
Границу прошли за час без каких-либо приключений. И вот мы уже в другой стране. Летим на встречу новым приключениям!
— Ну, здравствуй, Казахстан! Мы приехали!!!

— Здравствуйте, Андрей Николаевич! — ответил мне Казахстан в лице узкоглазого ГАИшника, когда он рассматривал мои документы. — Откуда, вы говорите, приехали? Что ж вы правила нарушаете? Превысили, вот… на 16 км/ч… А у нас штрафы очень большие… Строгое и при этом довольное лицо инспектора не предвещало ничего хорошего. Для меня и моего кошелька. Ну, а дальше до боли знакомые фразы — Откуда? Куда? Что ж вы так невнимательно? А там знак не видели? Да… будем протокол составлять? И т.д. Я говорю, что у меня нет казахских денег, не успел еще поменять. -Ничего, страшного- говорит, мы и рублями можем… Итог — две тысячи рублей! С каждого! И это половина от официального штрафа. Все по-честному… Олега приняли за компанию.

Меня на границе предупреждали, что здесь вам не там! ГАИшников действительно огромное количество! На каждом повороте, за каждым кустом с радаром стоят!
К вечеру приехали в Усть-Каменогорск. В этот день прошли 500 км. До Алма Аты еще 1100…

Казахстан. День 19.
Федеральная трасса от Усть-Каменогорска до Талдыкургана — полное дерьмо!
Некоторые участки словно после бомбежки, даже на мотоцикле между ямами не всегда удаётся проскочить. В Монголии некоторые полевые дороги лучше, без преувеличения!

Держим курс на Алма Ату. Пейзаж довольно однообразный и унылый. Степь без конца и края и прямая линия раздолбанной дороги, уходящей к горизонту. Если бы не ямы и бугры, да ГАИшники, выскакивающие внезапно с радаром из-за кустов, можно было бы уснуть.

К вечеру приезжаем в маленький городок Сарканд. До областного центра Талдыкорган осталось 150 км, но ехать ночью по такой дороге себе дороже. Останавливаемся в единственной гостинице. Сегодняшний пробег составил 670 км.

Казахстан. День 20.
После Талдыкоргана шоссе превратилось в четырехполосную магистраль
. Правда во многих местах еще идет укладка нового полотна и стоят знаки ограничения скорости 50 и 30 км/ч. Вернее, они стоят на каждом километре!

Ну и конечно, доблестные казахские ГАИшники работают не покладая своих полосатых палок! Таких наглых и жадных до денег ментов я не встречал ни в одной стране!
Алма-Ата встретила нас очень плотным потоком автомобилей, узкие полосы и отсутствие междурядья не дают возможности двигаться быстро. В Москве даже проще. Проехав огромный город насквозь, я встретил только одного байкера на Харлее. Двухколесные здесь не популярны и их не любят — в центральной части города движение мотоциклов вообще запрещено! Дискриминация! Алма-Ата вполне современный город с шикарными отелями, ресторанами, казино… На дороге часто встречаются дорогие иномарки, так что Bentley, Porsche и прочими кайенами здесь никого не удивишь! Какой громадный контраст между провинцией и столицей! Впрочем, как и у нас. ((Подъезжаем к помпезному отелю Royal Tulip, где нас ждет мой друг и однокашник Димка Маров. Встреча, объятия, похлопывание по спине, фото с мотоциклами! Вот мы и встретились!

А дальше было — размещение в прекрасных номерах, баня с бассейном, массажем затекшей спины и всего тела, шикарный ужин в ресторане, где мы попробовали бешбармак — национальное казахское блюдо из баранины. Очень вкусно!

Правда, уже после бани мой организм стал издавать предупреждающие сигналы. Пииии.. Пииии… Пииии… Low battery! Все! Энергия иссякла! Накопленная усталость за три недели в седле перешла критическую отметку и стала поочередно отключать все энергопотребляющие системы моего тела и сознания. Еле дополз до кровати и… экран погас.

 

Казахстан. Дни 21-22.
Один день отдыха был просто необходим
. Три недели в постоянном напряжении не прошли даром, я уже чувствовал, что накопленная усталость давала о себе знать замедлением реакции и увеличением времени принятия решения. Да и физически тоже устал. Все таки три тысячи километров монгольского и алтайского бездорожья — это не асфальтовые покатушки…
До обеда отсыпались, а после Дима устроил нам экскурсию на Чембулак, местный горнолыжный курорт. На подъемниках забрались на 3200 м. Прохладно, но красиво!

На вершине даже снег еще лежит.
Утром следующего дня мы больше часа выбирались из Алма-Аты, продираясь сквозь плотный поток ползущих авто. Накануне вечером мы изменили планы на обратный путь. Знающие люди подсказали, что дорога на Астану через Балхаш в очень плохом состоянии и рекомендовали ехать через Шымкент ( бывший Чимкент) и далее на Актюбинск и Оренбург.

Действительно, четырехполосное шоссе до Шымкента оказалось в прекрасном состоянии, так что до наступления темноты мы успели проехать 875 км и добраться до города Туркестан. Всю дорогу нас радовал слева вид на горные хребты Тань-Шаня, самые высокие из них были покрыты снегом. А справа — степь без конца и края…

Удивительно, но в этот раз мы не попали в липкие и жадные лапы ГАИшников, нам просто сегодня везло! Они или были заняты другими «клиентами», либо нас успевали предупредить встречные водители.

Казахстан. День 23.
Трасса от Туркестана до Аральска просто шикарная!
Прямая, как стрела, с практически идеальным покрытием и полупустая. Идиотских знаков с различными ограничениями почти нет, ГАИшники тоже встречались довольно редко, так что наша скорость передвижения наконец-то стала комфортной! 140-160 км/час — это совсем другое дело!

Ландшафт меняется на глазах и начинает напоминать северную Гоби — степь до горизонта, песок, редкие кустики и прочие колючки. А вскоре появились и верблюды! Кызылорду проходим по объездной, а вот на Байконур решили заехать. Правда, дальше КПП нас не пустили, на что мы и не рассчитывали.

Стартовые площадки увидеть нереально, так как они находятся за несколько десятков километров от пропускного пункта. Но фото охранник сделать разрешил и даже принял в этом участие. Мелькнула мысль, что можно объехать по степи, но, собрав остатки здравого смысла, решили не искать приключений на свои ЖЖ. Их и так уже в избытке…
В Аральск приехали засветло, на одометре сегодня цифра 750 км. Аральск — бывший рыбацкий город, когда-то здесь у причала стояло много рыболовецких судов, но потом море ушло. Далеко. На десятки километров. Программа по освоению казахских степей для сельхознужд в последние десятилетия советской власти привела к тому, что реки Сырдарья и Амударья, питающие Аральское море, обмелели, а за ним и стало исчезать само море.

Но сейчас оно понемногу возрождается и в городе даже снова заработали рыбоперерабатывающие заводы. Сам Аральск — небольшой, одноэтажный городишко, застрявший в своем развитии где-то на рубеже 80-90-х прошлого века. Так что найти более-менее приличный ночлег нужно было постараться! Центральная гостиница Арал представляла собой настолько унылое зрелище, что я бы лучше заночевал в палатке! Ремонт в ней последний раз делали при советской власти — это 100%. Поэтому остановились в небольшой частной гостинице у ж/д вокзала.

День 24. Казахстан-Россия.
Сегодня планируем добраться до России.
Ну уж очень большой этот Казахстан, уже третий день из него выбираемся! Бесконечная степь, табуны верблюдов и лошадей, редкие деревушки, шикарное шоссе и отсутствие бензина — так в нескольких словах можно охарактеризовать восточный Казахстан.

С топливом реально возникли проблемы. После Аральска первая заправка только через 300 км. И та не работает! Мне проще, одной заправки хватает на 500 км, а вот Олегу пришлось понервничать. Два раза высушивал бак до ноля! Хорошо выручали местные жители из ближайших аулов — продавали нам по спекулятивной цене немного бензина непонятного качества, чему мы были очень рады!

Несколько раз съезжали с трассы погонять верблюдов и покатать по высохшим озерам, превратившимся в солончаки.

Красивое зрелище, но коварное! Под белой простыней кристаллической соли иногда скрывалась вязкая топь и попадание в нее на мотоцикле могло закончиться плачевно.

От Аральска до границы с Россией 770 км. Проехали за семь с половиной часов. Сорок минут на переход границы и мы в России! Родина встретила нас дождем, убитой дорогой и температурой воздуха — плюс 10. Последние 170 км до Оренбурга шли в полной темноте, замерзшие и промокшие. Итог дня — прошли 940 км, пересекли границу и остановились в шикарном отеле Оренбурга с одноименным названием. Когда подъезжали к городу, пытался вспомнить что-нибудь про него. К сожалению, все мои познания ограничивались песней про пуховый платок… ((( Ну, что ж, будет возможность восполнить пробелы образования!

 

День 25. Россия.
Утренняя прогулка по центральной части Оренбурга оказалась довольно интересной и познавательной.
Широкая, ухоженная пешеходная улица Советская протянулась через несколько кварталов и привела нас к памятнику Чкалову и набережной реки Урал. Ну да, та которую Чапаев не переплыл. Она же разделяет две части света. По подвесному пешеходному мосту мы перешли из Европы в Азию, а обратно вернулись в кабинке канатной дороги. Единственной в мире, на которой можно совершить такое путешествие! )))

В городе много памятников Пушкину. Оказывается, он приезжал сюда, кода собирал материал об истории пугачевского бунта и писал «Капитанскую дочку».
Пройдя по мосту, попадаем в парк с каруселями и лодочной станцией. Все работает, но людей пока нет. Рано еще, отсыпаются после пятницы.

Весь город в баннерах и плакатах с которых на нас глядят в меру упитанные и не очень кандидаты в депутаты. Оказывается, что бы жить припеваючи, надо всего-то прийти и проголосовать за… ну хотя бы вот того дядю с улыбающейся, лоснящейся физиономией! По всему видно, КПРФ здесь пользуется популярностью! Эх, выборы, выборы, депутаты …

Шикарный капучино с кусочком торта «Наполеон» и утренней газетой «Morning star» завершили нашу прогулку. Газета, правда, называлась «Аргументы и факты», но кофе реально был вкусным!

В обед выехали в направлении Самары, до дома оставалось около полутора тысяч км…

День 26-27. Россия.
В Самару заехали около шести вечера.
Огромный мегаполис на берегу Волги проще было бы объехать по объездной трассе, так как пробираться через него оказалось очень непросто. Узкие улицы старого города привели меня на площадь с памятником Ильичу, где я пообедал в замечательном ресторанчике грузинской кухни. Бесконечная набережная Волги с причалами и пришвартованными к ним круизными судами производит впечатление! А когда пересекал реку по мосту из Тольятти в Жигулевск — там она вообще похожа на море, настолько огромная! После Самары дорога ужаснаяНа протяжении десятков, или даже сотен километров идет капитальный ремонт, движение в одну полосу регулируется светофорами, сотни фур еле ползут или просто стоят в ожидании проезда. Объехать их даже на мотоцикле очень непросто, так как обочины нет, все разворочено. Думал дойти в этот день до Пензы — какое там!

Ночью вообще двигаться опасно, темно, непрерывный поток встречных авто слепит, обогнать почти невозможно. После того, как я не заметил 30-ти сантиметровый срез грунта с асфальтом и упал прямо перед фурой, которая успела затормозить в двух метрах, понял, что надо искать ночлег. Благо придорожных мотелей и небольших гостиниц вдоль трассы М5 довольно много.
После бескрайних монгольских и казахских степей изменилось восприятие расстояний. Поймал себя на мысли, что стал думать другими категориями. Сколько там от Самары до Пензы? 400 км? Так это совсем рядом… А до Рязани? 850? Нормально, день пути , не спеша по хорошей дороге. И если раньше, например, путь от Москвы до Владивостока казалась чем-то невероятным, то сейчас я понимаю, что это просто обычная поездка продолжительностью дней на десять.
Сызрань, Кузнецк, Пенза, Мордовия… Знакомые, родные пейзажи средней полосы России. Поля, леса, реки, холмы, деревни, церкви… В небольших поселках вдоль дорог сидят бабули, продают картошку и яблоки ведрами. А вот и Рязань, до Москвы 200 км, можно сказать уже дома!

Эх, хороша страна Монголия, но Россия лучше всех!
Закончилось мое самое продолжительное и интересное мотопутешествие! Четыре недели, 10480 км. из них 3500 км по бездорожью позади! Невероятно насыщенное яркими впечатлениями, приключениями и неожиданными встречами, оно было просто безумно интересным! Минус 5 кг. лишнего веса и плюс тысячи прекрасных фотографий и ярких картинок, запечатленных в памяти — все это еще нужно переварить и переосмыслить.

Еще не успел остыть двигатель моего гуся, а в голове рождаются идеи новых маршрутов! Куда дальше? Пока не знаю, может Средняя Азия, Памир… Или через Иран вокруг Каспийского моря на Кавказ… Или Африка… Да мало ли дорог и направлений, по которым можно лететь навстречу ветру и новым приключениям с друзьями на замечательном мотоцикле BMW R1200GS !!!

Если вы соберетесь в путешествие по Монголии, не спешите идти проторенными направлениями, иначе вы рискуете не увидеть самое захватывающее и интересное! Конечно, можно, как подавляющее большинство искателей приключений со всего мира пройти Монголию с запада на восток до Улан Батора и по асфальту выйти на Улан-Удэ.

Но! Это всего лишь часть, и при этом не самая интересная, этой удивительной страны! Наверное, это как посетить зоопарк, посмотреть клетки с птицами, козами и прочими баранами и пройти мимо вольеров с белыми львами и розовыми слонами!
Монголия удивительная, необычная и очень разная! Север — это горы, покрытые лесом, чистейшие озера, из которых можно пить воду, горные реки с каменистыми берегами.

Центральная часть — это степи, уходящие за горизонт открытые пространства над которыми парят орлы, огромные стада баранов и лошадей, пыльные дороги, бегущие по равнине в разных направлениях, это маленькие поселки из нескольких юрт, небольшие города и буддийские храмы…

Южная часть — пустыня. Гоби — это тот вольер с белыми львами, который надо увидеть самому! И желательно погладить, хотя это, на первый взгляд, страшно!
Страшно интересно!!!

Огромные, почти безжизненные пространства, невероятно яркие краски оранжевых песков и марсианских пейзажей, редкие оазисы и колодцы с холодной водой, стада верблюдов, жующих какие-то колючки, скалы и дюны, обглоданные скелеты животных на раскаленном песке… Ради всего этого надо ехать в Монголию! На мотоцикле, автомобиле, велосипеде, пешком… Да как угодно!
Хотя… все это можно увидеть, не сползая с дивана по каналу Discovery с кружечкой пива под вяленую воблу, почесывая округлившийся живот, вывалившийся из-под короткой майки-алкоголички!
Каждый выбирает свой путь…

comments powered by HyperComments