Меню
19.09.2019 2019 Россия

Мотопутешествие по Дальнему Востоку

ИРКУТСК

А вы давно были на экскурсии по мусорной свалке, другими словами — полигону ТБО?
Вчера днем, прогуливаясь по уже ставшему родным Иркутску, я услышал, как сзади меня кто-то окликнул по имени. Оглянувшись, я увидел улыбающегося мужчину, идущему ко мне навстречу.
— Привет, Андрей! Какими судьбами?
— Привет! — ответил я, пытаясь сообразить, где видел этого человека.
— Дмитрий Тютрин, мы с тобой друзья на Facebook. — представился он.
Вот так уже второй раз в этом замечательном городе я абсолютно случайно встречаюсь со своими виртуальными друзьями! Просто фантастика!


Через 10 минут мы уже договорились о том, что завтра Дима будет нашим персональным гидом по Иркутску и его окрестностям. А так как мы с Олегом до вечера следующего дня абсолютно свободны, то соглашаемся, не раздумывая. Тем более, что Дмитрий обещал нас удивить и это ему, черт возьми, удалось!


Когда мы подъезжали к этому замечательному месту, я и представить не мог, что это настоящая действующая мусорная свалка! Вернее, большой музей под открытым небом из вещей, найденных в море отходов. Чего тут только нет! Начиная от старых советских автобусов и автомобилей до пылесосов Тайфун, швейных машин Zinger и кассетных магнитофонов Электроника. Сам музей обнесен высоким забором из заостренных бревен-кольев со смотровыми башнями. Вход в него охраняют десятки железных рыцарей, каких-то ужасных орков на конях и прочей нечисти. Рядом, в поле, огромное количество военной техники — подбитые немецкие и действующие наши танки, торчащие из земли хвосты самолетов со свастикой, трактора и паровозы. И над всем этим великолепием возвышался огромный курган из мусора, над которым кружили орлы и вороны.
Супер!!!

В этот день мы еще успели доехать до Байкала в поселок Листвянка, где пообедали в кафе дорогими дерьмовыми позами или буузами, я все время путаю названия этих больших бурятских пельменей, и прогуляться по шикарному музею деревянного зодчества.
А завтра мы должны уже катить на своих гусях по Владивостоку, где начинаются наши приключения по самой отдаленной части России!

ВЛАДИВОСТОК

Зеленый самолет компании S7 нырнул в белое молоко и, пропоров толстую перину облаков, плавно приземлился на взлетно-посадочную полосу аэропорта Кневичи.
Владивосток встретил теплым проливным дождем.- В этом году лета у нас не было — говорят местные жители.
— У нас тоже — отвечаю я, с грустью просматривая прогноз погоды на ближайшую неделю.
Заселившись в гостиницу, набитую под завязку корейцами и китайцами, мы съездили за нашими мотоциклами, которых транспортная компания ПЭК доставила в идеальном виде даже на день раньше, чем обещала. После обеда дождь немного утих и появилась возможность прогуляться по центральной части Владивостока.

Первые впечатления: он не похож на другие крупные города России, то есть его не спутаешь с Тамбовом или Курском. Близость моря и гористая местность отражается не только на климате и архитектуре. Красивые вантовые мосты, порт, военные и гражданские корабли у причалов, выложенная плиткой набережная, высотные здания из стекла и бетона соседствуют с трущобами, разбитыми бордюрами и убитым асфальтом в некоторых переулках.

Много туристов из Китая. Это сразу бросается в глаза. На улицах часто встречаются рекламные плакаты и надписи иероглифами. Туристический бизнес явно ориентирован на этот контингент и это понятно. Билет от Москвы до Владивостока стоит столько же, сколько недельный отдых в Турции или Тунисе. Дальше можно не продолжать.


Но, несмотря на это, Владивосток — это русский город и люди здесь замечательные и чувствуешь себя здесь привычно и комфортно. Посмотрим, что будет дальше..

ГРАНИЦА

Если от Владивостока ехать строго на юг, то через 220 км закончится асфальт и, пройдя еще 40 км по разбитому грейдеру, вы приедете в поселок Хасан — последний населенный пункт на юге Приморья. А проехав еще пару километров вы упретесь в высокое ограждение из колючей проволоки — это граница. А еще через пять минут к вам подъедет человек в форме и попросит предъявить паспорт. Пролистав ваш ID, он вежливо задаст несколько дежурных вопросов и, убедившись, что вы не китайский шпион, любезно сфотографирует вас на фоне небольшой стелы в виде трехгранного столба — это место, где сходятся в одну точку границы трех государств — России, Китая и КНДР.

А если вы решитесь проехать по ужасной, напоминающей лесовозную просеку грунтовой дороге, примерно 10 км вдоль контрольно-следовой полосы, то выедете на берег Японского моря. Это самая южная точка российского приморья. Дальше дороги нет.

С вышки на вас будет внимательно смотреть узкоглазый пограничник и только шум морских волн, разбивающихся о гнилые борта десятков рыболовецких шхун, выброшенных на берег штормом, да крики чаек будут нарушать тишину.
Фантастическое зрелище!
Похожие чувства я испытал когда впервые добрался много лет тому назад до маяка на острове Рыбачем.
Край земли российской.
42°20′57.68″N 130°44′23.57″E

Маяк Гамов

Дождь всю ночь барабанил по крыше маленького фанерного домика, снятого нами на одну ночь за 2600 рублей и залогом 500 р. «чтобы ключ не утащили». Две кровати, два стула, стол на террасе, покрытый клеёнкой, с двумя лавками и маленький холодильник — вот, пожалуй и все удобства.

Влажная экипировка, провисевшая всю ночь под навесом, на утро стала еще мокрее, поэтому процесс натягивания её на себя, мягко говоря, не доставил удовольствия.

Оставив кофры и сумки в домике, налегке отправляемся в короткий путь. Сегодняшняя цель — маяк Гамов на одноименном полуострове. Дорога к нему грунтовая с глубокими промоинами, текущими по ним ручьями и камнями. Крутые подъемы чередуются со спусками, иногда попадаются участки с раскисшей глиной, вобщем интересная дорога!

Поднимаемся на смотровую площадку, с которой открывается шикарный вид на бухту Витязь, но вида нет — все в тумане. Наверху он такой плотный, что в десяти метрах человека разглядеть сложно. По пути на маяк заезжаем в укрепрайон береговой башенной батареи с огромными 180 мм пушками, охранявшей рубежи нашей родины от японских милитаристов вплоть до 80-х годов прошлого века. За 200 рублей откуда-то появившийся товарищ в морской форме, разрешил нам проникнуть внутрь этого монстра и даже что-то рассказывал минут пять. Запомнилась одна история о том, что однажды, во время учебных стрельб в каком-то году, когда батарея дала залп, забыли убрать с площадки грузовик и его взрывной волной сбросило со скалы в пропасть.

Сам маяк, построенный на высоком скалистом мысе еще в 1906 году и работающий по сей день, произвел впечатление! Нам повезло, так как его смотритель, суровый мужик лет 50-ти, пригласил нас на территорию и провел интересную экскурсию за скромное вознаграждение в 250 рублей с человека. Сейчас маяк работает в автоматическом режиме и мерцающий свет от вращающейся линзы в хорошую погоду виден на расстоянии 57 км! Что интересно, четыре мощных световых луча берут свое начало от лампочки мощностью всего 70 ватт! Правда, лампа уникальная, такие в магазине не продаются.

Есть еще колокол, ровесник маяка, для подачи звукового сигнала во время плохой видимости. Но сейчас его не используют. Сейчас на кораблях есть другие, более совершенные системы для ориентирования в пространстве! ))

Поднявшись по винтовой лестнице в самое сердце маяка, вернее, в его голову, мы запечатлели себя на фоне огромной линзы до которой дядя категорически запретил дотрагиваться и, попрощавшись, покатили в обратный путь.

Во Владивосток приехали, когда несуществующее солнце зашло за невидимый горизонт.

Владивостокская крепость и мост на остров Русский

НАХОДКА

Последнюю сотню километров от Владивостока до Находки ехали под непрекращающимся дождем. Дорога далеко не автобан — в одну полосу, много участков на ремонте, самосвалы растаскивают колесами глиняную жижу по полотну, поток машин очень плотный. Когда едешь за фурой, то вихрь из грязно-коричневого тумана накрывает полностью и стекает струйками по ветровому стеклу, шлему, дождевику и ботинкам. Периодически смахиваю перчаткой с визора все это дерьмо, пытаясь разглядеть промежуток на встречке или обойти справа по обочине.

Находка открылась неожиданно, когда перевалили через вершину очередной сопки. Город компактно расположился вокруг огромной одноименной бухты, окруженный со всех сторон сопками, вершины которых исчезали в тумане.


Находка город-порт. Почти вся береговая линия представляет собой портовую инфраструктуру. Причалы с пришвартованными сухогрузами в трюмы которых высоченные краны засыпали десятки тысяч тонн угля, терриконы которого были повсюду. Склады, ангары, открытые стоянки с привезенной из Японии техникой, вагоны и грузовые автомобили — все это движется, гремит, лязгает и грохочет.
Находка -грузовой порт, специализирующийся на перевалке угля, здесь нет пассажирских кораблей и паромов.

Рядом, в прямой видимости, небольшой город Врангель, там тоже порт, но он связан с отгрузкой нефти.
На рейде в бухте стоят с десяток танкеров и сухогрузов.

Есть здесь и свой песчаный пляж, правда сегодня он был пуст, так как погода не располагала к пляжному отдыху. Но вода в бухте чистая, никаких масляных пятен и мусора.
Если бы не горный ландшафт, порт и море, то Находку сложно было бы отличить от десятков других небольших городов России. Такие же дома, улицы, школы и магазины. Но именно море и горы делают Находку уникальным и очень красивым местом на востоке страны. А какие шикарные виды открываются на город и бухту с вершин ближайших сопок!
Нам очень повезло с гидом. Саня, друг моего друга, встретил нас и за пол-дня мы с ним побывали во всех самых интересных местах, забрались на вершины почти всех сопок, а Женя, его друг детства, приютил нас в своем шикарном, недавно построенном коттедже с большим аквариумом в котором плавали огромные экзотические рыбы. ))

УССУРИЙСК — ХАБАРОВСК

Я думаю, на днях Приморье смоет в океан. Вместе с домами, мостами, плохими дорогами, медведЯми, китайцами и варёной кукурузой, которую местные жители предлагают вдоль дорог за 80 рублей початок.
Что-то в этом мире пошло не так, Тихий океан переместился на небо и теперь выливается обратно.

Утром выехали из Уссурийска, города, в котором нет ничего. По крайней мере мне так сказали несколько человек, местных жителей, к которым я приставал с вопросом — Что можно посмотреть интересного в их замечательном городке? В итоге сделал фото у центрального входа Суворовского военного училища (привет всем Уссурийским кадетам из Альма-матер!) — и выехал в направлении Хабаровска. 650 км относительно неплохой дороги, большую часть которой я ехал, вернее плыл, под проливным дождем, и к вечеру добрался таки до столицы Хабаровского края, одного из крупнейших городов Дальнего Востока.

ХАБАРОВСК

Больше десяти километров пешком по улицам Хабаровска и столько же на прогулочном теплоходе по Амуру — итог сегодняшнего дня.

Хабаровск для меня вошел в пятерку лучших городов России с точки зрения уникальности, красоты архитектуры, благоустройства, чистоты, а также исторического прошлого.
Широкие проспекты, выложенные плиткой тротуары с гранитными (!) бордюрами, обилие изящно оформленных клумб и цветников, шикарная, почти идеальная набережная с велосипедной дорожкой и мраморными ограждениями, ухоженные памятники и исторические места — все вместе оставляет очень приятное впечатление о городе. Даже не смотря на паршивую погоду и ливень во второй половине дня.

Приятно удивил краеведческий музей, в который мы случайно зашли и вышли только когда нас любезно попросили покинуть его в связи с закрытием. Огромная и очень интересная экспозиция на нескольких этажах, будете в Хабаровске, обязательно найдите время для его посещения, не пожалеете!


Завтра покидаем этот замечательный город и двигаемся дальше. Правда, пока не понятно в каком направлении. Переправиться на Сахалин оказалось сложнее, чем мы могли себе представить. Билет на паром нужно было бронировать за месяц. Все распродано. Если завтра не случится чудо, то мы продолжим наше путешествие на запад и следующий город на нашем пути — Благовещенск.

ВАНИНО

Трасса Хабаровск-Ванино очень непредсказуема и опасна. Прекрасные участки шоссе могут резко обрываться и перейти в убитые с огромными ямами.
За пять часов я прошел около 400 км от Хабаровска под проливным дождем. Дождевик не справился с такими потоками воды и я в очередной раз промок насквозь. Да еще, ко всему прочему, участок ужасной дороги Лидога-Ванино длиной 325 км, петляющий между сопок по тайге, оказался совсем диким. Нет ни одного поселка и ни одной АЗС. А я на это не рассчитывал и бензина в баке до Ванино не хватало ровно на 100 км. Выручила бригада дорожных рабочих, которые поделились топливом, обогрели в своей бытовке и угостили кружкой чая. От предложенных денег отказались!


Ванино — поселок на берегу одноименной бухты с населением 15 тысяч человек. Помните песню «Я помню тот Ванинский порт»? Да, здесь был перевалочный пункт, куда в 40-е и 50-е годы по железной дороге шли этапы с осужденными для последующей пересылки морем в Магадан на строительство Колымской трассы и в лагеря Дальстроя. Да и сам поселок Ванино был построен силами заключенных, военнопленных и военнослужащих — место с непростым прошлым и историей.

В 40 км от Ванино расположен город Советская Гавань, именно здесь заканчивается Байкало-Амурская Магистраль. Это тоже город-порт.

Прогулявшись по Ванино, я составил для себя впечатление об этом поселке. Вообще-то, если посмотреть на карту России, да и по факту тоже, Ванино — это глушь и тоска. Нет, конечно, не такая глухомань, как Оймякон или Томтор на Колыме, здесь есть школы, больница и дом культуры, который охраняют статуи львов с жалостливыми мордами, есть магазины с дешевыми китайскими товарами, аптеки и большая площадь перед серым невзрачным зданием Администрации, почему-то, без памятника Ленину. Говорят, его здесь никогда и не было, странно однако. Зато на крыше этого здания горит красным светом маяк и на центральной улице, ведущей от него, стоят еще два маяка. Видимо, когда корабли заходят в бухту, совмещение этих огней показывает им траверсу входа в порт.

Порт гудит и работает круглосуточно. Идет погрузка на пришвартованные корабли угля, леса и нефти. Разгружается глинозем для последующей отправки ж/д составами на алюминиевые заводы Красноярска. Из Ванино ходят паромы на Сахалин, на одном из которых мы должны были переплыть Татарский пролив, но судьба распорядилась иначе…

Авария…

Дождь лил не переставая с самого утра. Все промокло. Дорога, лес, сопки, мотоцикл и я. Казалось, в мире нет и квадратного сантиметра сухой поверхности. До Ванино, конечного пункта сегодняшнего дня, осталось около 120 км разбитого шоссе.

На одном из перевалов я догоняю старенькую Мазду-такси, которая неожиданно тормозит на пустой дороге. Я перестраиваюсь на встречную полосу и начинаю обгон. Когда до легковушки осталось около трех метров, она неожиданно резко поворачивает влево прямо передо мной, перегораживая дорогу. Скорость где-то 60-70 км/ч, я принимаю еще левее и почти успеваю проскочить в небольшое пространство между Маздой и металлическим отбойником, но водитель продолжает движение и бьет меня в правый кофр. Мотоцикл отбросило на отбойник, потом развернуло, доли секунды и все…

Придя в сознание, я вижу перед собой четырех человек, среди них женщина и ребенок, они что-то спрашивают у меня, но я не понимаю. Это были пассажиры такси. Пытаюсь подняться и падаю, голова кружится, сильная боль в левом плече и боку, не могу сделать вдох. Через некоторое время я встаю и, пошатываясь, иду к мотоциклу, пока еще плохо соображая, что произошло. Гусь лежит посреди дороги, двигатель не работает, фара горит. Пытаюсь выключить зажигание, но почему-то кнопка не реагирует. Сажусь рядом на землю, опершись на него спиной. Боль в плече. Голова гудит. Людей нет. Капли дождя бьют в лицо, пытаюсь опустить визор шлема, но его нет. В нескольких метрах от меня водитель Мазды собирает какие-то осколки и пытается пристроить на место оторванный бампер. Постепенно начинаю соображать, что произошло, левая рука не поднимается, скорее всего перелом ключицы. В боку тупая боль, надеюсь, ребра целы. Встаю и пытаюсь поднять мотоцикл. Не получается. Подходит водитель легковушки, вместе поднимаем гуся. Спрашиваю, зачем он сделал этот маневр? — Объезжал яму — отвечает. Меня не видел.


Через 20 минут подъезжает Олег, он выехал из Хабаровска позже и вот догнал меня в этом замечательном месте. Связи нет. Вообще. Водителя проезжающего мимо джипа просим передать в ГАИ о ДТП и координаты места. Ждем. Время 17.40. Через час начинает темнеть, дождь льет не переставая. Меня начинает бить озноб, Олег тоже замерз. Экипаж ГАИ приехал через пять часов, еще час ушел на оформление бумаг, замеры и т.д.


Олег уехал в Ванино, постарается на попутке вернуться обратно, для того чтобы забрать мой мотоцикл. После оформления ДТП меня с попутной машиной тоже отправляют в поселок, где я, в половине третьего ночи, напугав своим видом администратора, вваливаюсь в холл гостиницы и прошу дать мне комнату. Женщина, испугавшись спросонья, без вопросов протягивает ключ и просит заспанного охранника проводить меня.

Олег вернулся на моем мотоцикле уже утром.

comments powered by HyperComments