Выбрать язык
Меню

К Баренцеву на двух колесах.

Очередное мотопутешествие на север России, теперь уже на Кольский полуостров, планировалось нами еще до начала всемирного апокалипсиса.
А полуостров Рыбачий в этом году обещает быть особенно популярным направлением среди любителей приключений.
Каждый год, на протяжении последних 18 лет, я бываю в этих местах. Началось все с дайвинга в далеком 2002 году, потом были экспедиции на квадроциклах, снегоходах, автомобиле и мотоцикле.
Кольский для меня, пожалуй, единственное место на планете, куда я возвращаюсь снова и снова. Суровые скалы, холодное море и тундра притягивают словно магнит.
Сегодня утром мы стартовали из Калязина, небольшого городка на Волге, знаменитого своей колокольней, торчащей из воды посередине реки. Потом были Углич и Мышкин, входящие в Золотое Кольцо красивейших городов, Рыбинск, Череповец и в конце дня добрались до Белозерска.
Погода прекрасная, компания замечательная, дорога… разная, настроение отличное!
Приключения начинаются!

Сегодня был невероятно насыщенный разными интересными событиями день. Утром стартовали из Белозерска и, переправившись через небольшую речку Шексна на стареньком пароме, выехали на грейдер. Вдвоем ехать по грунтовой дороге в сухую погоду не сложно, скорость можно держать приличную, до 140 км/ч и даже больше, но вот остальным членам команды не позавидуешь! Мотоциклы оставляют за собой огромные клубы пыли, сквозь которые практически ничего не видно. А в безветренную погоду пыль оседает долго, поэтому третьему и последующим приходится держать очень большую дистанцию или рисковать, что на таких скоростях довольно опасно.

До поселка Липин Бор долетели на одном дыхании, правда кое-кому дышать приходилось через раз. ))
Вытегра.
Небольшой городок на севере Вологодской области. Будете здесь, обязательно посетите подводную лодку. Это не кафе и не ночной клуб, это настоящая дизель-электрическая подводная лодка Б-440, прошедшая славный боевой путь в составе ВМФ СССР С 1970 по 1998 года. После списания ее отбуксировали в Онежское озеро и превратили в интереснейший музей. (N 60.998354, E 36.433662)
Пяльма.
Двигаемся дальше на север по трассе А-119 вдоль восточного берега Онеги. Следующая остановка — старинное село Пяльма на берегу одноименной речки. (N 62.578117, E 35.577305)

Почерневшие от времени огромные бревенчатые дома, построенные еще в 19 веке, красивая часовня Илии Пророка 18 века, тихое кладбище, грунтовая дорога и деревянный мост через каменистую реку. Если хотите вживую увидеть, как жили люди в Карелии 150-200 лет назад, посетите Пяльму, это того стоит!

А если хотите умиротворения и душевного покоя, то советую заехать в еще одно старинное село — Челмужи. Здесь, на окраине села, на высоком берегу выступающего мыса около четырехсот лет стоит удивительной красоты Богоявленская церковь. Рядом сельское кладбище, с трех сторон окруженное лесом. Одно из самых одухотворенных мест в России, по моему мнению. Уезжать не хочется. ( N 62.578117, E 35.577305)

А в семи километрах от Челмужей есть прекрасное место для отдыха — песчаный пляж в сосновом бору.
Чистейшая вода, мягкий песок и запах хвойных деревьев — лучше, чем на любом южном море. (N 62.559497, E 35.549942)
Уже поздно вечером пересекли Беломорканал, проехали, не задерживаясь, через Медвежьегорск и остановились на ночь в Сегеже.

Кемь
Небольшой городок в Карелии на берегу Белого моря встретил нас разбитыми дорогами, двухэтажными деревянными, потемневшими от времени
домами-бараками, грязными улицами и убогой «архитектурой» 90-х годов.

Кемь старинный город, в 15-16 веках был центром одноименной волости России. Помните сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?
— А что они хотят?
-Так понятно что, государь. Кемску волость.
Есть в Кеми два места,которые надо посетить, если вы здесь окажетесь. Успенская церковь 17 века, красивый деревянный храм, недавно полностью отреставрированный, рядом с ним музей и в 12 км от города маленький каменный остров размером в половину футбольного поля. На острове стоит небольшой домик, похожий на церковь, только без крестов.

На самом деле этот домик и был церковью, правда недолго, пока шли съемки фильма Павла Лунгина «Остров».
Да, именно здесь Петр Мамонов в образе монаха искупал свой смертный грех, звонил в колокола и изгонял бесов. Красивое место! ( N 64.994292, E 34.799582)

В Мурманск приехали поздно вечером, трасса Кола почти идеальная и полупустая, ехать одно удовольствие.

Полуостров Средний.
В ста километрах от Мурманска, если двигаться по идеальной трассе Кола в сторону норвежской границы, есть КПП погранслужбы. Здесь у вас служивые люди проверят наличие паспорта РФ, по лицу определят, не шпион ли вы и, подняв шлагбаум, пожелают счастливого пути. А всего в километре от КПП есть замечательный мотель Титовка, кафе, где можно вкусно перекусить и чистый туалет. ( N 69.481388, E 31.812446)

Между КПП и мотелем, если свернуть с асфальта, начинается дорога на Рыбачий. Но прежде чем вы попадете на край земли, вам нужно будет проехать 30 км по разбитой грунтовой дороге до полуострова Средний. На вершине одного из перевалов открывается завораживающий вид на море и оба полуострова.

Как только заедете на Средний, на развилке поверните налево и через 2,5 км увидите несколько деревянных строений — это частный музей обороны. ( N 69.641698, E 31.892819)
Через неделю после начала войны отборные горные подразделения Вермахта дошли до перешейка полуострова и на горном хребте Муста-Тунтури были остановлены бойцами Красной Армии. Почти три года длилась оборона стратегически важных рубежей.

Можно… нет, нужно подняться на вершину хребта и пройтись по нему несколько километров. Окопы и блиндажи, выдолбленные в скалах усыпаны ржавыми гильзами, патронами, минометными снарядами. Везде колючая проволока на полусгнивших столбах. Это все не декорации, а самая что ни на есть реальность той страшной битвы. Едем дальше на север вдоль побережья Баренцева моря. Дорога не простая, глубокие лужи, каменистые подъёмы и крутые спуски. Забираемся на очередную сопку, вид обалденный! Солнце медленно идет по кругу над самым горизонтом, полярный день недавно закончился, но ночь длится меньше трех часов и скорее похожа на сумрачный день.

К концу дня добрались до Двух братьев, это одно из самых интересных и красивых мест на полуострове. Две скалы, словно два минарета стоят на самом берегу Баренцева моря. ( N 69.824148, E 31.767283)

Поздно вечером приехали к лагерю Большое Озерко на Рыбачьем. ( N 69.717265, E 32.165975)

Рыбачий.
База Большое Озерко, где мы обосновались на ближайшие три дня представляет собой несколько маленьких деревянных домиков с кроватями на 4-6 человек. Есть столовая, баня, сушилка, довольно приличный туалет и даже душевые кабины. Всем этим удовольствием можно пользоваться за 2500 рублей с койко-места в сутки. Питание оплачивается отдельно.

Все места выкуплены за несколько месяцев и так как мы не позаботились заранее об этом, то пришлось довольствоваться собственными палатками. Это тоже не бесплатно — 1500 руб с палатко-места.

Полуостров Рыбачий размером примерно 80х30 км. Дорог, как таковых здесь нет, как и на Среднем. Есть несколько направлений различной степени проходимости, самые «приличные» идут по западному и северному побережью до мыса Немецкий и немного дальше. На самом мысе находится маяк — одна из целей нашего путешествия. Маяк стоит на территории воинской части, вокруг запрещающие знаки и таблички, поэтому, если подъедете к нему для фото, готовьтесь услышать от бегущего к вам человека в форме все, что он думает о вас и ваших ближайших родственниках в не совсем приличных выражениях. (N 69.94724, E 31.940975) Вообще на полуострове много воинских частей и объектов, здесь часто проводятся учения и боевые стрельбы. Следы пребывания военных видны повсюду — заброшенные казармы, ржавые остовы техники, действующие РЛС, бетонные ДОТы и груды металлолома разбросаны по всему полуострову.
Передвигаться по Рыбачьему реально не просто. Если соберетесь сюда на автомобиле, то для этого подойдет подготовленный внедорожник, но средняя скорость передвижения у вас будет 10-20 км/ч.

В первый же день дух Рыбачьего начал собирать с нас дань. Поломанные зеркала, пластиковые элементы обшивки и подвески, а на второй день у одного из членов нашей команды, Александра, он забрал переднее колесо! При спуске с отвесной скалы большой камень в траве сделал свое грязное дело.

 

Попытки выправить обод при помощи кувалды, любезно предоставленной нам сержантом автобата, не привели к успеху. В итоге 30 км до базы по камням, песку и бродам Саня ехал на полностью разбортированном колесе.
Но маяк был взят!

Рыбачий.
Самым сложным был третий день, когда мы вдвоем решили пройти по самому трудному маршруту от губы Эйна на юге полуострова до места с необычным названием Цыпнаволок. Вообще-то, эта дорога смерти считается проходимой только для вездеходов и квадроциклов и я не знаю, пробовал ли кто по ней проехать на тяжелом мотоцикле или обычном автомобиле.

Огромные глубокие лужи длиной в несколько десятков метров, похожие на озера, на дне которых под мутной водой таятся бревна и камни величиной с арбуз, непроходимые болота, скальник и сгнившие мосты — вот что предстояло нам преодолеть на пути к маяку Цыпнаволок. ( N 69.745112, E 33.073704)

Мы увязали в топи, строили гати из подручных палок, тащили мотоциклы на себе… 125 км от до маяка и обратно по не менее сложному маршруту прошли за 12 часов. Для полного «счастья» не хватало дождя и он не заставил себя ждать. Температура упала до 8 градусов, ботинки полные холодной воды и песка.

Когда мы почти добрались до маяка, увидели за холмом огромный тягач, закрытый масксетью с антенной на верху. Навстречу вышел сержант, угостил сигаретой (наши промокли), пообщались о том-сем и через пять минут мы уже согревались бутылкой водки за импровизированным столом, накрытым на ящике из-под ЗИПа.
Экипаж мобильной РЛС, можно сказать, спас нас от холодной и голодной смерти. )) Отличные ребята!

Их уже три недели, как подняли по тревоге, и они все это время передвигаются по Рыбачьему, ведя наблюдения за натовскими кораблями, зашедшими в Баренцево море. К сожалению, совместное фото не могу опубликовать.
На базу вернулись за полночь.

Териберка.
На Кольском есть много уникальных и интересных мест, одно из них -Териберка, село на самом берегу Баренцева моря. Или Ледовитого океана, что в общем-то одно и тоже.

Сто километров от Мурманска по отличному асфальту, еще сорок по разбитому грейдеру и мы попадаем в символ депрессивности и разрухи, которым стала Териберка после выхода в 2014 году на экраны фильма Андрея Звягинцева «Левиафан».

Когда-то довольно приличный рыбацкий поселок с рыбзаводом, средней школой, домом культуры и прочими благами советской цивилизации в 90-е пришел в упадок да так и не выбрался из этого состояния.
На меня Териберка произвела двоякое впечатление. С одной стороны, навевают грусть полуразрушенные дома, заброшенная школа, сгнивший причал и остовы рыболовецких шхун на отмели, похожие на скелеты погибших китов. (N 69.169186, E 35.121957)

С другой стороны, очень колоритная, невероятно красивая природа. Огромные холодные скалы, бесконечный идеальный песчаный пляж, по которому во время отлива можно дрифтить и летать, откручивая ручку газа до упора.

Удивительной красоты водопад, гнездовье чаек и бакланов на скалах. ( N 69.204655, E 35.067519)
В последние годы в Териберку приезжает много туристов, особенно из Китая. Они едут сюда зимой, чтобы увидеть северное сияние, хотя его появление конечно-же никто не может гарантировать.
В Териберке есть несколько вполне приличных гостиниц и прекрасный ресторан на самом берегу. (N 69.168043, E 35.133069)

Так что, если соберетесь в эти края, можете не затариваться консервами и керосинками, здесь есть все! ))

comments powered by HyperComments