Меню

«Когда едешь на Кавказ, солнце светит в правый глаз!» — народный фольклор.
Да еще как светит! После Воронежа цифры на панели приборов мотоцикла, показывающие температуру окружающей среды, поползли вверх и к Ростову добрались до отметки 33.
Встречный ветер, гуляющий по расстегнутым клапанам куртки, особо не спасает.
От Москвы до Ростова на Дону 1060 км прекрасного шоссе с многочисленными платными участками, современными АЗС и пробками перед самим городом, как на МКАД. Очень много фур и Камазов, натужно дымящих и тянущих прицепы с зерном в гору. Идет уборка урожая.
Утренняя пешая прогулка по центральной части Ростова немного озадачила. Я не ожидал, что один из крупнейших городов России до сих пор выглядит так, словно он застрял в 90-х.
Ну, или как Москва при Лужкове. Допотопные ларьки, убогая плитка, которую у нас раньше армяне а гаражах делали. Все бордюры погрызли какие-то железные собаки. Реклама на зданиях вообще ни кем не контролируется, кто что придумал, то и приклеил или прибил на фасад. Балконы — это вообще отдельная тема для исследования. Зашитые досками, фанерой, пленкой с крышами из ржавого железа.
Более-менее прилично выглядит набережная Дона и пешеходная улица имени Пушкина.
Но, не смотря на странный архитектурный облик, город чистый.
Конечно, это только первые мимолетные впечатления от двухчасовой прогулки по центру Ростова. Думаю, надо будет вернуться, познакомиться с ним поближе.
Продолжаем путешествие дальше на юг и к вечеру добрались до Пятигорска.
Завтра по плану Ингушетия и Чечня, в которую сейчас проникнуть очень сложно. Чечня закрыта. Совсем. Можно получить только транзитный пропуск, если вы едете в Дагестан, сроком на 2 (ДВА!) часа. Это не шутка. Один наш товарищ вчера на себе проверил этот вариант. Уложился. )

Чечня.
КПП на федеральной трассе «Кавказ». Граница Ингушетии и Чечни.


— Куда едешь? — спросил молодой бородатый лейтенант чеченской полиции, глядя на меня сквозь черные очки.
— В Грозный — коротко ответил я.
— В Грозный нельзя, можно только в Дагестан транзитом. Пропуск на два часа.
— Я знаю. Но нам надо в Грозный. Вам должны позвонить сейчас — улыбнулся я в ответ. Лейтенант еще раз взглянул на меня и отложил в сторону документы. Через пару минут появился капитан, тоже в очках и с бородой.
— Кто в Грозный? — спросил он, обращаясь к очереди из таких же как и мы, желающих проехать на территорию Чечни. Я поднял вверх руку.

— Пропусти их — сказал он, обращаясь к лейтенанту. Через пять минут мы уже летели на своих «гусях» по четырехполосному идеальному шоссе в направлении чеченской столицы.

Прежде чем попасть в Грозный, где решено было остановиться на ночь, мы поехали в Веденский район к высокогорному озеру Кезеной Ам, это примерно в сотне километров от столицы. ( N 42.773212, E 46.150442) Озеро находится на высоте около 2 км и к нему ведет очень красивая асфальтированная дорога с обалденными видами и бесчисленным количеством крутых поворотов. Озеро довольно большое, глубокое (72 м) и действительно красивое, как и дорога к нему. А чуть выше озера находится древний город Хой, местные говорят, что ему тысяча лет или даже больше. Правда, от города осталось только большое кладбище с могильными камнями, восстановленная башня и несколько каменных сооружений. (N 42.753387, E 46.132173)

По пути заехали в Шали — очень крутой город с фантастически красивой, самой большой в Европе белоснежной мечетью «Гордость мусульман». (N 43.146097, Е 45.901369).

Мы первый день в Чечне, но она уже поражает своей чистотой, отличными дорогами и приветливыми, доброжелательными людьми! Супер!
В Грозный вернулись затемно.

Грозный.
— Зачем ты это делаешь? Не надо. Здесь никто к твоему мотоциклу не подойдет — с улыбкой сказал мне полицейский в черной, подогнанной по фигуре форме, черном берете, темных очках с пистолетом на боку, похожий на бойца спецназа.
Мы только что приехали в Грозный и остановились на центральном проспекте имени В.В.Путина на открытой стоянке перед отелем. Я, немного смутившись, убрал противоугонное устройство в кофр. Да, действительно, это лишнее, в Грозном можно кошелек оставить на улице и утром он будет лежать на том же месте.

Я третий раз в столице Чечни за последние пять лет и каждый раз удивляюсь, как быстро она меняется. Строятся новые современные торговые центры и отели, проспекты и парки, дороги не только в столице, но и по всей Чечне не хуже, если не лучше европейских. И везде почти идеальная чистота.

Центр Грозного утопает в зелени и цветах, много фонтанов и вообще воды. В жаркую погоду здесь очень комфортно. На каждом шагу уютные кафе и рестораны, где можно вкусно и недорого поесть, вот только с алкоголем есть нюансы. Его здесь нет. Во всяком случае, я нигде не встречал.

А еще в самом центре, на берегу реки Сунжа строится Ахмат-Тауэр, грандиозное здание в 102 этажа и высотой 435 м! Стоимость проекта — 1 миллиард американских денег. Дааа… впечатляет во всех смыслах!

Дагестан.
КПП на границе Чечни и Дагестана мы проехали без остановки. И сразу же закончилось приличное шоссе, обочины превратились в мусорные свалки, а первый дагестанский город Хасавюрт словно вернул нас из восточной сказки в убогую реальность.
Центральная улица, по которой мы ехали поднимая пыль, напоминала большой восточный базар в худшем его представлении. Ларьки — магазины вдоль дороги построены без какого-либо плана и проекта. Кто на что горазд. По обочине ветер носит полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Грустно.

Первая наша цель — знаменитый Сулакский каньон. Это огромное ущелье глубиной около двух километров (!) и длиной 53 км, по дну которого протекает река Сулак с кристально чистой водой бирюзового цвета. По своим масштабам этот каньон входит в топ-десять в мире и сопоставим со знаменитым Гранд-Каньоном в Аризоне.

И он реально впечатляет! Если будете в Дагестане, обязательно посетите это место. На автомобиле лучше всего доехать до поселка Дубки, где есть отличное видовое место для фотографий и созерцания этого чуда природы. (N 43°00′59.83″ E 46°49′56.04″)

После настоятельно рекомендую переехать на противоположную сторону каньона и спуститься вниз к поселку Забутли, где на лодочной станции можно на пол-часа арендовать катер за 3000 руб. (N 43°00′35.32″ E46°49′16.73″) Внизу каньон впечатлил еще больше! Отвесные стены, какие-то фантастические зеленые гирлянды растений, по которым стекают тысячи тонких струек воды, огромные пласты вздыбленного камня, скалы и осыпи — это реально очень круто!

Здесь же, в поселке, можно остаться на ночь в одном из гостевых домов, где вас с радушием встретят, приютят и вкусно накормят за очень вменяемые деньги!

Дагестан. Чох.
В Дагестане очень много интересных мест с многовековой историей. Один город Дербент, которому 5000 лет, чего стоит! Но мы до него ещё не добрались. Наш маршрут уходит в горы к вершинам Кавказа, где тоже есть на что посмотреть.

Недалеко от села Карадах в Гунибском районе есть уникальное место — Карадахская теснина. (N 42.46379, E 46.887638) Это ущелье длиной чуть больше километра, в котором протекает небольшая речка. Летом она превращается в худосочный ручеёк по руслу которого можно спокойно идти в кроссовках. Ущелье интересно тем, что в некоторых местах оно настолько узкое, что вертикальные стены его смыкаются где-то высоко-высоко и лучи солнца еле пробиваются сквозь тонкую полоску неба над головой.

Огромные камни размером с автомобиль висят, зажатые между стенами ущелья.
К вечеру добрались до высокогорного аула Чох. ( N 42.32113, E 47.028863)

Упоминания об этом поселении датируются VIII веком. Очень интересный аул с исторической и архитектурной точки зрения. Старинные дома из камня один над другим расположены на почти вертикальном склоне горы, узкие улочки с крутыми подъёмами и спусками, на некоторых и двум человекам разойтись не просто.

Жаль, что когда-то густонаселенный аул постепенно вымирает. Как опустел еще один аул с тысячелетней историей — Гамсутль, расположенный на вершине соседней горы 1850 м. и ставший призраком после того, как последний житель умер пять лет тому назад. (N 42.303169, E 46.995927).

Добраться до него можно только пешком, пройдя по узкой тропе 1500 м на самую вершину скалы. Как люди могли здесь жить? Сложно даже представить.

Дагестан. Бежта.
Сегодня был не простой, но насыщенный суперположительными эмоциями день. Утром выехали из поселка Хебда в сторону главного Кавказского хребта к границе с Грузией. Маршрут довольно сложный и совсем непопулярный среди обычных туристов.

Через 40 км в поселке Анцух асфальт закончился и пошел пыльный каменистый грейдер с промоинами, оползнями и завалами.

Бесконечный серпантин петлял вдоль ущелья, увлекая нас все выше и выше в горы. К обеду достигли промежуточной точки — высокогорного села Бежта. (N 42.132294, E 46.135445)  Медленно едем по центральной улице, высматривая место, где можно было бы пообедать и заправить мотоциклы. Людей довольно много, особенно детей. Все смотрят на нас с удивлением, улыбаются, приветственно машут руками, словно мы не на мотоциклах, а на слонах едем по селу.
Как только остановились, чтобы спросить насчет заправки и кафе, к нам тут же подошли человек пять мужчин с традиционными вопросами — Откуда? Куда? Сколько стоит мотоцикл? и т.п.
С точками общепита в Бежте оказалось все просто. Их нет совсем.
Но АЗС с одной колонкой и двумя шлангами — ДТ и Аи-92 была в наличии.

Директор заправки, кассир и заправщик в одном лице после того, как мы заполнили баки, подошел к нам, представился и, взглянув на цифры счетчика, сказал, что мы залили бензина на полторы тысячи рублей, но с нас он возьмет только тысячу, а пятьсот — это его подарок нам, так как мы гости и приехали издалека. Честно признаюсь, это первый случай в моей жизни, когда на АЗС мне не только не доливают, а еще и дарят 10 литров бензина просто так!

Обедали мы в доме молодого парня, у которого спрашивали насчет кафе. Кстати, предложение зайти в гости и пообедать поступило сразу от нескольких человек, в том числе и хозяина бензоколонки.
Гостеприимство и открытость жителей Дагестана не перестает поражать! Здесь невозможно остаться голодным или без ночлега, даже если у вас с собой не будет и копейки денег.

В этот день мы проехали 200 км, но какие это были километры! Большая часть маршрута проходила вдоль границы с фантастическими видами на горы и глубокие ущелья, мы прошли три КПП погранконтроля, где у нас вооруженные люди тщательно проверяли документы, забрались на Гунибский перевал 2500 метров (N 42.166794, E 46.022378) и спустились с него по очень крутому, каменистому и пыльному серпантину.

Так вот, друзья, все эти знаменитые туристические перевалы Stelvio, Transfagarasan и прочие дороги Троллей с очередями из десятков автобусов с китайскими туристами — детские аттракционы по сравнению с этой дорогой.
А вечером, потные, грязные, уставшие с обгоревшими довольными лицами мы приехали в поселок Ботлих, где и остановились на ночь. ( N 42.66555, E 46.217861)

Дагестан.
Кубачи.
Продолжаем исследовать горный Дагестан.
С утра два часа пытались выяснить возможно ли попасть без спецпропуска в самое высокогорное село Европы — Куруш, находящееся в 130 км от Дербента на высоте 2560 м. (N 41.283788, E 47.833991)
Дело в том, что оно находится у самой границы с Азербайджаном и чтобы попасть в приграничную зону, нужно заранее получить разрешение пограничной службы, которого у нас, конечно, не было. Рисковать не стали и решили посетить не менее известное село, тоже находящееся высоко в горах — Кубачи. ( N 42.095095, E 47.59771)

Это село знаменито тем, что много столетий здесь существует уникальное производство холодного оружия и ювелирных изделий из серебра. Село довольно большое, около трех тысяч жителей и в советское время здесь работал целый комбинат по изготовлению изделий из серебра. После развала СССР комбинат закрыли и все мастера перешли на индивидуальное производства, открыв мастерские по своим домам. В один из таких домов нас пригласил его хозяин Дауд и показал мастер-класс по изготовлению украшений из серебра.

Все делается вручную, без использования станков и современного оборудования. Также работали его отец, дед и прадед. Отточенные движения резца на наших глазах превращали безликую заготовку в настоящее произведение ювелирного искусства! Жаль только, что этот промысел постепенно умирает. Современные технологии, лазерная резка металла и копировальные станки с компьютерными программами — с ними сложно конкурировать. Да и мода на ювелирные украшения уходит в прошлое. В современном технологичном мире мало кто носит кинжалы с инкрустированными дорогими камнями серебряными ножнами или массивные колье, кольца и серьги.

Забравшись на самую высокую точку, мы еще раз полюбовались обалденными пейзажами села на фоне зеленых плюшевых гор и двинулись в обратный путь по извилистому, пыльному, каменистому серпантину

Чечня. Город мертвых Цой-Педе.
От Грозного до Владикавказа можно доехать за полтора часа по прекрасному шоссе, но навигатор нарисовал нам более интересный маршрут. Часов на пять-шесть по Аргунскому ущелью вверх до главного кавказского хребта с выездом через Ингушетию на Северную Осетию.

Из Грозного стартуем утром в южном направлении. В районе села Старые Атаги отличная асфальтированная дорога уходит в ущелье и ведет нас вдоль реки Аргун вверх в горы. Шатой, Ушкалой, Нихалой, Кокадой — старые чеченские аулы сейчас выглядят очень прилично. Чистота и порядок, никакого мусора, в отличие от горных аулов Дагестана

На выезде из Нихалоя сворачиваем налево, где небольшая речушка, впадающая в Аргун, образует каскад водопадов в красивом ущелье. (N 42.836808, E 45.66461)
Чем выше в горы, тем живописнее становится вокруг. Отвесные скалы подступают к бурлящей реке, ущелье становится уже, в некоторых местах через реку переброшены подвесные мосты, а на возвышенных местах появляются каменные дозорные башни.

В районном селе Итум-Кали заезжаем в целый комплекс-музей из таких башен, которые служили одновременно и для жилья и для защиты от нападения врагов. (N 42.72844, E 45.572216)
Еще две такие башни встречаем на противоположном берегу Аргуна в узком месте ущелья. Они как ДОТы полностью перекрывают проход по нему. (N 42.788409, E 45.618924)
После Итум-Кали останавливаемся у КПП погранзаставы, проверка документов, регистрация и едем дальше.

Асфальт закончился и пошел пыльный гравий, дорога уходит выше и выше в горы. Доезжаем до интересного места — города мёртвых Цой-Педе.( N 42.707144, E 45.25921) Высокая сторожевая башня на вершине горы окружена каменными склепами, в которых лежат человеческие кости и черепа. В некоторых склепах их очень много, десятки скелетов. Жуткое зрелище.
После осмотра города мертвецов узнаем, что дальше дорога закрыта. Шлагбаум и рядом очередной погранотряд.

До границы с Грузией порядка 5 км. проход только по спецпропускам. Жаль… придется возвращаться обратно в Грозный.

 

comments powered by HyperComments