Меню

Мотопутешествие на Край Света ч.3 Шикотан

Остров Шикотан

Мотопутешествие Сахалин-Курилы.
Маленький зеленый буксир с закрашенными японскими иероглифами на борту уткнулся носом в огромный борт теплохода Игорь Фархутдинов, подталкивая его к причалу.

Игорь Фархутдинов — довольно чистый и комфортабельный теплоход с большими каютами, баром и видеосалоном.

Морские приключения гуся продолжаются. ))

Ну, здравствуй Шикотан, остров на краю света!


Небольшая задержка при высадке в связи с проверкой документов пограничниками (без пропуска в погранзону с борта сходить нельзя) и вот я уже на пирсе наблюдаю, как из трюма появляется мой мотоцикл. А еще через пол-часа качу по главной улице поселка Малокурильское в поисках своей гостиницы.

Это моя гостиница. Хозяйка — прекрасная, добрая женщина, сама все делает и очень вкусно готовит.

На Шикотане всего два населенных пункта, находящихся в 9 км друг от друга. Это п. Малокурильское и п. Крабозаводское. Всего на острове в обоих поселках проживает чуть более 3 тысяч человек.

Новая школа и детсад.

Асфальтированных дорог почти нет, только в черте поселка несколько улиц с покрытием.
Разместившись в маленькой, но уютной гостинице «Звезда», я решил прогуляться по Малокурильскому пешком. Первые впечатления — поселок разместился на склонах сопок, окружающих бухту.

Корабли везде. Даже у дороги.

Наверху — относительно приличные 2-3 этажные дома, храм, склады ГСМ, новая красивая школа и детсад. Ближе к бухте строится огромный рыбоперерабатывающий комплекс, у берега много ржавого металлолома, дороги грязные, тротуаров почти нет, иду, перепрыгивая через лужи.

Много маленьких магазинчиков, аптека, парикмахерская, столовая, салон связи. Ассортимент товаров довольно приличный, есть все необходимое.

Прошлое и будущее.

Захожу в кафе «Пекарня», заказываю капуччино, прекрасная свежая выпечка, кофе отличный и обстановка шикарная! Я немного удивлен!
Перекусив, еду в соседний поселок Крабозаводское. 9 км отличного грейдера через лес и слева вижу дымится свалка мусора. Эх…

Крабозаводское похож на Малокурильское — тоже находится в бухте, порт, такие же дома, магазины и огромный комплекс по переработке рыбы, только действующий.

А вот Чертаново не нашел.

Асфальта нет.
Поколесив по всем улицам поселка, решил прокатиться вглубь острова. Ну, там дороги после ночного ливня превратились во что-то совсем неприличное. Огромные лужи, скользкая глина, грязь и петляющие вверх-вниз грунтовые дорожки — все, как обычно.

Довольно приличный такой памятник в честь 250-летия открытия Шикотана.
Но природа на Шикотане просто обалденная!

Весь остров изрезан красивыми бухтами, сопки покрыты густой растительностью, необычные деревья, заросли бамбука, шикарные виды на океан и береговую линию с вершин — за этим точно надо сюда ехать!

Вот только внезапно окутавший остров густой туман не дал сегодня полностью насладиться всем этим великолепием.

Памятник танку.

Край Света

Интересно, а сколько на нашей планете мест, которые люди считают краем земли?
На нескольких я был точно — Мыс Доброй Надежды, Мыс Игольный, Мыс Рока, Норд-Кап, мыс Немецкий, всех не упомнишь.

Но вчера я был на самом, что ни на есть настоящем краю земли, который так и называется — мыс Край Света! (43.846948, 146.914048)

Да, есть такое место на карте острова Шикотан и добраться до него реально, хотя не так уж и просто.

Вначале дорожка была вполне приличная.

Мыс — это самая западная точка острова и дорога к нему далеко не асфальтированное шоссе, особенно после сильного дождя.

12 км размытой грунтовки с промоинами, лужами, колеями, объездами в виде козьих троп и хлипких мостиков, крутые подъемы и спуски, часть пути нужно будет ехать по каменному руслу речки.

Потом пришлось продираться сквозь заросли травы и бамбука…


Но в этом и есть основная фишка и кайф!

Если бы сюда ездили двухэтажные автобусы с китайскими туристами, вокруг стояли бы магазинчики с сувенирами made in China, все было бы огорожено, а чтобы сделать фото, надо пол-часа в очереди отстоять, то лично я вряд ли получил бы такой взрыв эмоций!

По пути мы с моим проводником, Женькой, местным мотоциклистом, заехали на действующий маяк на мысе Краб (43.836521, 146.919093) и его смотритель, Сергей Ильич, просто отдал нам ключи и на некоторое время маяк, построенный еще японцами, полностью поступил в наше распоряжение. Но подробный рассказ о нем будет чуть позже.

Подъехать на мотоцикле на саму оконечность мыса не получится. Мы оставляем технику в 300 метрах и карабкаемся по веревке на скалу.

Здесь постоянно дует ветер, слышны крики чаек и шум волн, бьющихся о скалы.

И вот он — Край Света!

Взрыв эмоций!

Сумасшедший вид — скалы, бескрайний океан, волны, чайки и ни единой души рядом.

Можно кричать, прыгать, кувыркаться, сидеть молча на скале сколько угодно времени, вглядываясь в горизонт, размышляя о бренности бытия, лежать на земле, раскинув руки и закрыв глаза — вот оно настоящее счастье!

Маяк Шпанберга

Мотопутешествие на Край Света. Остров Шикотан
Остров Шикотан относительно небольшой — 27 км в длину, от 5 до 13 км в ширину и представляет собой сплошной горный массив. Береговая линия со всех сторон изрезана большими и малыми бухтами с песчаными пляжами в окаймлении сопок и отвесных скал. Ландшафт потрясающий!


На одном из таких мысов под названием Краб находится маяк Шпанберга, (43.836521, 146.919093) так же, как и маяк Анива на Сахалине, он построен японцами в 40-е годы прошлого века. Конструктивно они похожи, принцип работы механизмов идентичен . Маяк действующий, но состояние его не намного лучше, чем Анива.

Технические и жилые помещения. Передвигаться между ними можно по закрытым коридорам

На мысе постоянно дует сильный ветер, который вместе с морской солью разрушает все — дерево, бетон, железо. Поэтому такие сооружения требуют постоянного ухода и ремонта, но на это денег, видимо, не хватает.

Мы заехали на мыс Краб по пути на Край Света и нас встретил смотритель Сергей Ильич, веселый мужчина лет 60. Он только что проверил краболовки и их содержимое варилось в большой кастрюле на костре.

— Угощайтесь ребята, не стесняйтесь!
— Спасибо! С удовольствием!

Свежий краб, только что из моря, конечно не сравнить с замороженным полуфабрикатом из магазина!
Экскурсию по маяку Сергей Ильич проводить не стал, так как был занят приготовлением деликатесов, а просто отдал нам ключ от навесного замка входной двери маяка.

Маяк Шпанберга — это не просто башня с лампой, это целый комплекс строений, соединенных между собой закрытыми переходами. Он был полностью автономным, в одном из помещений есть даже настоящий колодец. Электроэнергией маяк обеспечивали два дизель-генератора. Отопление — печное.

Большинство помещений сейчас пустует или находится в аварийном состоянии.
Время, ветер и океан нещадно стирает нашу историю с лица земли.
И очень быстро, если она никому не нужна.

Железные бронтозавры прошедшей эпохи

После поражения Японии в 1945 г острова Курильской гряды и южная часть Сахалина перешли к Советскому Союзу, который сразу же начал укреплять новые восточные рубежи нашей Родины. На островах были размещены воинские части, построены фортификационные сооружения и укрепрайоны.

В случае нападения вероятного противника, а Япония после окончания II мировой войны фактически находится под протекторатом США, острова Кунашир и Шикотан оказывались на переднем крае обороны.


За 75 лет много воды утекло в океан, мир изменился, СССР прекратил свое существование, холодная война закончилась и началась снова, но до сих пор между Японией и Россией не подписан мирный договор и территорию южных Курил наши соседи считают временно оккупированной.

Об этой не простой ситуации в прошлом и настоящем напоминают многочисленные военные объекты на Шикотане.

Один из них находится на вершине сопки рядом с бухтой Крабовая. Десяток танков ИС-2 и ИС-3 с направленными в сторону океана и входа в стратегическую бухту стволами 122 мм орудий соединяются между собой траншеями, блиндажами и представляли собой в те далекие времена грозный рубеж обороны. (43.818206, 146.728157)

Окопы давно обвалились и поросли травой, корпуса и башни танков покрылись ржавчиной и перестали вращаться. Сейчас эти легендарные боевые машины больше похожи на заброшенный музей под открытым небом.

Шикотан — это фантастика!

Остров Шикотан — маленькое чудо посреди океана.
Заканчивается мое мотопутешествие по Курильским островам.

Вот так идешь по берегу и натыкаешься на скелет кита. Обычное дело на Шикотане.

Впечатлений — огромное количество и они такие яркие и необычные, что нужно какое-то время для осознания всего того, что со мной произошло — всего этого калейдоскопа событий, фантастических пейзажей, встреч с прекрасными людьми и невероятных приключений.

А последние пять дней на Шикотане были словно пять лучших серий в моем бесконечном приключенческом сериале о путешествиях по планете Земля.

Чего стоит только посидеть на Краю Света, свесив ноги над океаном!

 

Или, прогуливаясь по пляжу, натолкнуться на огромного кита, которого штормом вынесло на берег, а потом сидеть на гальке в трех метрах от него, бросая камешки в этого монстра.

А встретить в небольшой бухте очень редкую рыбу-луну, практически на моих глазах выброшенную волнами на отлив!

Обныряв за два десятилетия все океаны и десятки морей, я только один раз видел эту удивительную, несурасную, одну из самых больших костных рыб в мире, во время погружений с аквалангом на Галапагосских островах и запомнил это на всю жизнь. А тут вот она, разглядывай сколько хочешь!


Или вот еду я позавчера на мотоцикле и вижу, что весь берег в рыбе и люди черпают ее из воды тазиками, сетками и просто руками. Где такое еще можно увидеть?

А в последние часы на острове меня нашел еще один мотоциклист, Дима Креклин, по совместительству работающий старшим механиком на рыболовецком судне и пригласил меня на экскурсию по нему.

Я впервые обошел современный пароход от трюмов, машинного отделения до капитанского мостика и это было жутко интересно! Пока я шел на пароме от Шикотана до Сахалина, они успели выйти в море и прийти обратно с уловом в 500 тонн!

Про танки, маяки и обалденные виды острова я уже писал. И вот это все я увидел, потрогал, обошел за не полных пять дней!

А еще здесь живут необычные коты Курильской породы — Бобтейлы. У них хвост совсем маленький, 3-5 см.

Вот на этом красивом сейнере я мог бы выйти в море вместе с рыбаками, но не успевал по времени. Придется вернуться!

Дороги острова Шикотан

Когда я на причале порта Малокурильский высвободил мотоцикл из обрешетки, грузчики, с удивлением разглядывая необычную для этих мест технику, спросили где я собираюсь на нем ездить?
— У нас-то дороги всего 9 км от одного поселка до другого, и то — грейдер. Весь остров меньше 30 км, сопки да болота и там только на квадроцикле можно проехать. Ну, или на легком мопеде.
Потом у меня часто спрашивали — почему я приехал именно на тяжелом BMW? На острове есть много внедорожников, квадроциклов, легких эндуро, но такого «жирного гуся» они увидели впервые.
Действительно на Шикотане одна дорога, соединяющая два поселка и та, без покрытия, а остальные и дорогами-то назвать язык не поворачивается. Так, грунтовые направления, по которым в сухую погоду еще можно как-то передвигаться, а после сильных дождей уже довольно сложно.

Размытые колеи, глубокие лужи, ручьи и речки, скользкая глина, крутые каменистые подъемы, спуски и даже болотистые участки- все это вам придется преодолеть, если вы захотите посмотреть остров. А он того стоит!
Лучше всего по Шикотану и Кунаширу передвигаться на квадроцикле или легком эндуро-мотоцикле, что и делают местные жители. Но если у вас достаточно опыта езды по бездорожью, то вы сможете добраться до 80-90% самых интересных мест острова и на тяжелом туристическом мото. По времени, я бы рекомендовал запланировать не менее 4-х полных дней, так как природа здесь просто фантастическая и наслаждаться ею надо не торопясь.

Что я, собственно говоря, и сделал, накатав по острову размером 27х9 км около 260 километров! ))
Проще, конечно, посетить Курилы в составе организованной группы, оплатив путевку в турагенстве. Тогда у вас вообще не будет болеть голова ни о чем. О вас будут заботиться — возить, кормить, обеспечат проживание и т.д.
Ну, а если вы все-таки решитесь приехать сюда самостоятельно, да еще на своем большом мотоцикле, то это будет настоящее суперприключение, а на Краю Света в качестве бонуса вас будет ждать приятный сюрприз!

Ванино -Хабаровск

Заканчивается мое путешествие на Край Света. Как всегда, немного грустно.
Месяц невероятных приключений пролетел, оставив огромное количество позитивных эмоций от встречи с интересными людьми, уникальной природой, животными, океаном, вулканами, погружением в историю страны.

И снова мне повезло- в пятизвездочной гостинице в Ванино оказался свободный номер!

Что запомнилось больше всего?
В первую очередь — люди. Может это странно звучит, но я не встретил ни одного плохого человека за этот месяц. Каждый, к кому я обращался за помощью, помогал мне решать различные проблемные вопросы — технические, бюрократические, бытовые, а их было очень и очень много!

Начиная с первого дня на Сахалине, когда в погранотряде ФСБ очень милая девушка сделала мне за сутки пропуск, который по инструкции оформляется 15 рабочих дней и заканчивая парнями-мотоциклистами на Кунашире и Шикотане, показавшими мне эти удивительные по красоте места. Они не только были моими гидами, но и бесплатно снабжали меня бензином, который на островах стоит довольно приличных денег и угощали местными деликатесами!

Портовые грузчики помогали упаковывать и распаковывать мотоцикл, делясь инструментом и гвоздями, хозяйка гостиницы на Шикотане поселила меня в своей комнате, а сама на время переехала в другое место, диспетчеры в портах звонили мне лично, предупреждая о задержках рейсов и так далее. Без помощи этих людей мое путешествие вряд-ли получилось бы таким ярким, а может и совсем ничего бы не вышло из этой затеи.

Во вторую очередь — это природа.
Сахалин и тем более Курилы — это нереально круто, необычно и интересно! Ну, где вы еще можете попинать ногой огромного кита, лежащего на берегу или увидеть рыбу-луну в двух шагах от себя?
Может быть где-нибудь на Галапагосских островах или в Южной Африке. Может быть…
Бамбуковые рощи, дымящиеся вулканы и кипящие озера, причудливые скалы и старые маяки на них — это реально другая планета!

Мотоцикл почти не подвел, но был момент на Сахалине, когда он внезапно перестал подавать признаки жизни. Снова неисправность блока зажигания, которая уже случалась у меня год назад на севере. Что самое плохое в этой ситуации — устранить эту проблему быстро невозможно даже у официального дилера и мотоцикл превращается в груду железа и пластика. Ну и конечно это опять случилось вдали от цивилизации и дорог.

Около часа различных манипуляций ни к чему не привели, но неожиданно, после сто первого нажатия на кнопку зажигания, экран дисплея загорелся! Повезло! ))

Потом была бессонная ночь, когда нужно было в пять утра приехать на регистрацию на паром в г.Холмск, что в ста километрах от столицы Сахалина.

 

По дороге в Холмск на перевале температура упала до 4 градусов. На Сахалине лето тоже заканчивается.

Многочасовое ожидание в порту. Переход на ужасном, ржавом, старом пароме Сахалин-9 через Охотское море, ночевка в Ванино и 550 км красивой дороги в прекрасный солнечный день от Ванино до Хабаровска.

Сегодня сдал гуся в транспортную компанию и завтра дневным рейсом Аэрофлота вылетаю домой.

comments powered by HyperComments