Меню

Мотопутешествие на Край Света ч.1 Хабаровск-Сахалин

Дальний Восток-Сахалин-Курилы

Ровно два года тому назад наше путешествие по Дальнему Востоку прервалось самым неожиданным и неприятным образом. В 120 км от порта Ванино, куда мы спешили на паром до Сахалина, старенькая Мазда вынесла меня с трассы. В итоге — перелом ключицы и двух ребер, долгая эвакуация из этой вселенской глуши в цивилизацию, операция в Иркутске, титановая пластина и т.д.

16.08.2019 г на трассе Лидога-Ванино закончилось мое путешествие по Дальнему Востоку. Паром на Сахалин ушел без нас.

В тот раз до Сахалина мы не добрались, но сама идея мотопутешествия на тяжелых мотоциклах по этому уникальному острову осталась.

Аэропорт в Хабаровске новый и современный.
И вот мы снова в Хабаровске, гуси прибыли сюда же транспортной компанией, укомплектованы всем необходимым и впереди опять 540 километров разбитой трассы Хабаровск-Лидога-Ванино, а дальше…

Не буду загадывать, но надеюсь, что в этот раз путешествие на край земли сложится более удачным образом.
Ну что ж, поехали!

Набережная Амура протянулась на несколько километров. Идеальное место для прогулок.

Уровень воды в Амуре поднялся на 6 метров!!! Но местных подростков это не пугает.

Лестница к храму.

Дальний Восток-Сахалин-Курилы

На Сахалин можно попасть двумя путями — по воздуху и по морю. От материка остров отделяет всего лишь 7,5 км в самой узкой части пролива Невельского. В этом месте еще в 50-е годы прошлого века было начато строительство подводного железнодорожного тоннеля, но в 1953 году сразу после смерти Сталина все работы были прекращены.

Сопка Змеиная в 25 км от Хабаровска.

В 90-е снова вернулись к проекту, но работы так и не начались. В последние годы ведутся разговоры о строительстве ж/д и автомобильного моста через пролив, что крайне необходимо для развития региона.

Еще 50 см подъема воды и здание речного вокзала будет затоплено.

К этой беседке ведет дорожка с освещением. Сейчас до нее можно только доплыть.

Паромная переправа, состоящая из трех судов проекта 1970-х годов, давно устарела и не справляется с грузопотоком. Поэтому билеты надо бронировать за 2-3 месяца.

При этом паромы ходят не стабильно, очень зависят от погоды, от загрузки и т.д.
Так что, если вы планируете посетить Сахалин, то проще это сделать купив билет на самолет, а не придумывать такие-вот квесты, как это сделали мы. ))

Замечательное место для отдыха парк Ривьера в 20 км от Хабаровска на берегу Амура. (48.354589, 134.984947)

г. Ванино

Я помню тот Ванинский порт… (с)
Дорога смерти — так называли местные жители участок трассы от п. Лидога до п. Ванино еще два года тому назад.

Порт Ванино и порт Советская Гавань находятся рядом, в 10 км друг от друга. Здесь заканчивается БАМ.

З30 км убитой асфальтированной дороги с огромными ямами, трещинами и уплывшим покрытием сегодня превратились во вполне приличное шоссе, ехать по которому на мотоцикле одно удовольствие!
Единственный недостаток — на протяжении этих 330 км нет ни одной заправки, вообще ничего. Тайга, скалы, река и шоссе, петляющее вокруг сопок то вверх, то вниз. Единственный элемент «цивилизации» — небольшая столовка ровно посередине этого пути.
(49.305521, 138.52921)

В Ванино приехали за пол-часа до того, как солнце скрылось за покатой плюшевой сопкой. А еще раньше попали в сильнейший ливень, хорошо еще, что заранее увидели огромную черную тучу в пол-неба, извергающую молнии и успели надеть дождевики.

Ванино встретил бесконечным грузовым портом с десятками грохочущих кранов и экскаваторов, горами угля и круглого леса, складированного на причалах и площадках.
Остановились у знака «Ванино», сделали дежурное фото и позвонили в диспетчерскую порта для того, чтобы сообщить о своем прибытии. Как я уже писал, попасть на паром Ванино-Холмск, тот еще квест.

Мало того, что надо за пару месяцев успеть купить билеты, если повезет. Еще надо не менее трех раз зарегистрировать по телефону свое прибытие- сначала в Хабаровск, потом сделать звонок из п. Лидога и по прибытии в Ванино.

Потом за пять часов до предполагаемого отбытия парома надо прибыть в порт и вместе с несколькими десятками фур и легковых автомобилей ждать своей очереди на погрузку.

P.S. Только что позвонил диспетчер и сказал, что погрузка на паром переносится с 12 ночи на 5 утра. То есть, задержка рейса уже более суток. Ждем

Порт Ванино-Сахалин

Очередь на погрузку движется медленно. Приходится Стоять под дождем.

Диспетчер порта Ванино по громкой связи объявила о начале посадки на паром. С момента прибытия в порт к назначенному времени (5 часов утра) прошло ровно половина суток, которые мы провели в небольшой комнате ожидания с телевизором, туалетом и кухней. А всего задержка рейса составила более 30 часов и это обычное явление. Первыми на погрузку выстроились фуры, потом легковые авто и наши мотоциклы.

Паром Сахалин-8 довольно большое судно, 127 м в длину и 15 м. высотой, проекта 70-х годов прошлого века может перевозить до 25 ж/д вагонов или 37 большегрузных автомобилей.

Все это хозяйство размещается в огромном мрачном трюме, заезжать в который на мотоцикле по мокрым рельсам и шпалам не так уж и просто.

Трюм, как огромная пещера Змея-горыныча.

Разместив своего гуся у боковой стенки, я достал из кофров продукты и необходимые вещи, потом своими стяжками привязал его к рельсам и какой-то железной трубе. Как и чем я это сделал никого не интересовало. Потом, выйдя из грузового отсека на пирс, я, вместе с остальной сотней таких же счастливчиков, стал ждать посадки. Через 15-20 минут опустили железный трап и люди медленно стали подниматься на борт.

Поближе к спасательным средствам. На всякий случай.

Надо отдать должное, на пароме довольно чисто.
При входе два члена экипажа проверяли багаж на наличие алкоголя, заставляя открывать сумки. Говорят, раньше такого не было и на борту часто случались пьяные драки и разборки. Дальнобойщики народ отчаянный.

Современная электронная начинка судна.
Нас поселили на нижнюю палубу. Спустившись по узкой лестнице в преисподнюю мы нашли свою двухместную каюту, находящуюся ниже ватерлинии.

Ну что ж, все довольно аскетично, ничего лишнего, две кровати с ватными матрасами и армейскими одеялами, столик, один стул, шкаф и раковина. Душновато, видимо с вентиляцией есть проблемы. Туалет один на всю палубу. Душ не работает.

В качестве питания в стоимость билета входит один бич-пакет Доширак, пакетик чая, одноразовый стаканчик и салфетка.Но на верхней палубе есть небольшая столовка с простым набором блюд от каши с сосиской, яичницы до чая со сникерсом.
Ну что ж, вполне себе можно продержаться ближайшие сутки, пока эта железная посудина будет медленно, со скоростью 14,5 км/ч, идти до Сахалина.

Ура! Здравствуй, Сахалин!

г. Невельск

Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода… (с)
А погода в этот субботний день на Сахалине действительно шикарная! 26 выше ноля и солнце во все небо.

К часу дня паром Сахалин-8 пришвартовался в порту г. Холмск. Через несколько минут мы наконец-то покинули наш комфортабельный лайнер, а на прощанье нас еще немного обилетили за проезд по территории порта (150 метров) на 1400 рублей и, проверив пропуска, охранник открыл шлагбаум.
Ну, здравствуй Сахалин!!!

В Холмске задерживаться не стали и поехали вдоль западного побережья острова в направлении города Невельск. Через несколько км асфальт закончился и пошел пыльный грейдер. Дорога идет по самому берегу, справа от моря ее отделяет железнодорожный путь, а слева — небольшой горный хребет, покрытый лесом.

В зимнее время с гор часто сходят лавины, перекрывая движение по трассе.

35 км грейдера от Холмска до Невельска занимает не более получаса с остановками на фото.

Невельск, как и Холмск, до 1945 года был территорией Японии и назывался Хонто. До войны японцы построили здесь порт, железную дорогу, рыбзавод и уходящий в море мощный волнолом, который сейчас облюбовали огромные сивучи. Весной они приходят сюда сотнями и являются визитной карточкой Невельска.

Сегодня мы увидели всего-лишь несколько этих интересных животных. Подойти к ним близко нельзя, можно только любоваться через окуляры биноклей, установленных на набережной.
Честно сказать, после погружений с аквалангом на Камчатке, когда под водой нас окружила стая молодых сивучей, играя и прикусывая за ласты, шланги и даже головы, эта картина не произвела особого впечатления.

От Невельска идет прекрасная асфальтированная дорога через перевал на Южно-Сахалинск. Всего 90 км, но мы нашли еще более короткую дорогу, которая в итоге оказалась не такой ровной, но намного живописней! ))

Маяк Анива

Мотопутешествие по Сахалину. Маяк Анива.

За свою жизнь я посетил несколько десятков маяков в разных странах, но со вчерашнего дня первую строчку в моем личном рейтинге красивейших сооружений подобного типа занял маяк на крайней точке острова Сахалин — мысе Анива. (46.018784, 143.41413)

Добраться до него очень не просто. К нему нет дорог и даже троп. Единственный путь — 42 км по морю, если погода позволит.

От Южно-Сахалинска мы доехали по западному побережью до поселка Новиково, (46.364639, 143.365775 )где договорились с местными ребятами, которые на резиновых моторных лодках за приличную денежку отвозят желающих к маяку.

Полтора часа скачек по волнам ( море к обеду разволновалось) и вот из-за очередного выступа береговой линии появляется он — легендарный маяк!

Вблизи видно, что маяк постепенно разрушается от сильных ветров и штормов.

Невероятно красивое зрелище! Небольшая скала, отделенная от мыса узким проливом, из которой устремляется ввысь необычайно красивая и гармоничная, словно средневековый замок, 31-метровая башня маяка Анива.

Медленно обходим его вокруг, делаем фотографии и после этого наше резиновое судно пристает к каменному основанию скалы Сивучья. Вокруг кружат чайки, их очень много, а на самом краю скалы лежит небольшой сивуч и смотрит на нас удивленным взглядом. Карабкаясь по скользким камням, поднимаемся ко входу в само сооружение.

Внутри маяк представляет собой 9-ти этажную башню цилиндрической формы с винтовой лестницей, ведущей на самый верх, где находится механизм вращения и сама лампа с дефлекторами.

Маяк построен в 1939 году японцами и функционировал до 2006 года. Жаль, но после того, как его вывели из строя, местные мародеры разграбили и вывезли все, что представляло какую-либо ценность.


Очень грустно смотреть на то, как уникальное сооружение, наверняка представляющее историческую ценность, постепенно разрушается.

На сегодняшний день маяк Анива для Сахалина стал визитной карточкой, как Ласточкино Гнездо для Крыма и конечно же заслуживает, чтобы его сохранить и привести в порядок.

Чертов мост

Мотопутешествие по Сахалину. Чертов мост.

В 11 км от города Холмска (47.052992, 142.045669) есть очень интересное и необычное место — два железнодорожных моста, построенных почти 100 лет тому назад японцами и долгое время являющихся частью железной дороги, связывающей различные районы острова.

Проще всего добраться до Чертова моста по железной дороге. Но есть вероятность встретиться с поездом.

Чертов мост высотой более 38 метров, длина – 125 метров, ширина – 8 метров 90 см. Длина тоннеля, который берет начало под Чертовым мостом, составляет 870 метров, ширина – 6 метров 5 см, высота тоннеля – 5 метров 50 см.

Интересны они не только своими названиями — Чёртов и Ведьмин, но и конструкцией. Огромные железные пролеты, закрепленные на бетонных опорах высотой до 50 метров и переброшенные через ущелья, рельсы, уходящие в длинные черные тоннели, сгнившие шпалы, из которых растут деревья, все это производит сильное впечатление!

Добраться до Чертова моста не сложно. От Холмска едем по грунтовой дороге до ж/д платформы Николайчук (47.003072, 142.089054), далее лучше на переезде, если вы на мотоцикле, съехать на ж/д полотно и между рельс по шпалам доехать до Чертова моста. (46.987218, 142.117268).

Это примерно 3 км. Главное, чтобы навстречу вам не шел поезд, который ходит несколько раз в день. Мы разминулись с ним буквально за 10 минут. Если бы не успели, то были бы большие проблемы, так как перепрыгнуть через рельсы на тяжелом BMW невозможно.

Так что, если не рисковать, то лучше еще немного проехать по грунтовой дороге, а потом пройти пешком.


Недалеко от Чертова моста, если подняться к нему по крутому склону далее налево вдоль рельс пройти пару километров, вы упретесь в Ведьмин мост (46.979895, 142.131318).

Он в очень плохом состоянии и ходить по нему опасно. Между мостами придется преодолеть длинный тоннель в полной темноте.

Фонарик обязателен. От Чертова моста тоже по ходу движения будут два тоннеля с поворотом в скале на 270 градусов.

Ведьмин мост. Высота 50 метров, длина — 200 м


В общей сложности мы находили по шпалам около 8 км, но это было жутко интересно!

Остров Сахалин

Зачем люди едут на Сахалин?
Это далеко, долго и дорого. Сегодня на заправке местный мужик, узнав откуда мы, удивленно спросил — И что вы сюда едете? Что тут делать-то?

Я не стал с ним спорить, так как сам себе на подобные вопросы я ответил давно, а ему просто с улыбкой ответил — Красиво у вас здесь, природа интересная.

А природа на Сахалине действительно потрясающая! Во-первых, она очень разнообразная. Два моря, расстояние между которыми можно преодолеть за час и даже меньше.

Дождь только что закончился, выглянуло солнце и все вокруг преобразилось.

Горы, покрытые густой разнообразной растительностью. Изрезанное бухтами побережье с песчаными пляжами и скалистыми берегами. Реки и озера с чистейшей водой, которую можно пить, зачерпнув пригоршней.

Ехать на тяжелом мотоцикле по сыпучему песку не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Голубые озера с бирюзовой водой на вершине перевала от п. Новиково до мыса Евстафьева.

Во-вторых, здесь очень богатый животный мир. Один только вид на идущую по маленьким речушкам на нерест горбушу может произвести неизгладимое впечатление на жителей средней полосы России. Как и встреча с медведями, для которых это тоже праздник. Желудка. ))

А сивучи, греющие свои жирные тела на камнях, похлопывая себя по бокам ластами!0

Горбуша идет на нерест.

Сегодня у нас был именно такой день — знакомство с природой Сахалина и путешествие по интересным местам южной части острова.

Мыс Три Камня, Голубые озера, дорога через перевал и мыс Евстафия. Погода уже третий день переменчивая, то солнце и чистое небо, то ливень, ветер и шторм на море.
Красота!

Конечная точка нашего дневного путешествия — мыс Евстафия. Снимок сделан с квадрокоптера Александра.

Возвращались обратно на закате.

Сахалин. Мыс Птичий и Великан

Сегодня у меня был очередной потрясающий день на Сахалине. А вчера я простился с друзьями. Мы проехали вместе на север от Южно-Курильска по отличному шоссе около двухсот километров, посетили несколько интересных мест и я вернулся обратно, а ребята поехали дальше на север острова.

Вид на мыс Птичий со скалы. Скала с тройной аркой. Фантастика!

И с сегодняшнего дня в формате одиночного путешествия я решил докатать южную часть Сахалина и его восточное побережье, а завтра сдаю мотоцикл для отправки паромом на о. Кунашир. Это будет начало второго этапа путешествия по Курильским островам.

Но это все впереди, а сегодня 240 км приключений, из них половину по грунтовым дорогам,пройдено 19446 шагов и преодолено 98 условных этажей, карабкаясь по отвесным скалам! ))

Мыс Птичий и мыс Великан, куда я добрался к полудню, находятся рядом и, по моему мнению, являются одним из самых красивых мест на Сахалине.

Необычной формы огромные скалы с арочными проходами, гигантские одиночные камни на которых гнездится несметное количество чаек, песчаные бухты и сказочный лес — все это сосредоточено в одном месте на восточном побережье Охотского моря. (46.635022, 143.515914).

Дорога к мысу Великан.

Дорога сюда идет через п. Охотское (46.851778, 143.169481) и далее вдоль кромки моря и живописных пляжей.

У п. Свободная (46.801177, 143.421093) заканчивается асфальт и грунтовая дорога уходит вглубь леса. Заблудиться сложно, так как на развилках стоят указатели на мыс Великан, но быстро ехать не получится. Большие ямы после вчерашнего дождя превратились в огромные лужи, объехать которые не всегда удается, так что на оставшиеся 30 км бездорожья пришлось потратить около часа времени.

Мыс Великан входит практически во все туристические программы и людей сюда привозят на внедорожниках и полноприводных микроавтобусах. Прогулка здесь может занять час- два или даже больше, если вы, например, любите помедитировать сидя на краю высокой скалы и, прикрыв глаза, слушать шум моря и крики чаек.


Затем вас отвезут обратно той же дорогой, но есть и более интересный маршрут. Дальше на юг вдоль берега, а потом через перевал по плохой дороге на противоположный берег уже Японского моря к устричному озеру Буссе. (46.529693, 143.377783)


Правда мне пришлось потратить некоторое время на ремонт моста, вернее, настила из бревен и палок через огромную промоину. Ну и еще почти час я вытаскивал мотоцикл с отвесного склона. Еще чуть-чуть и мое путешествие завершилось бы досрочно. Но в этот раз повезло!

Грязевой вулкан Пугачева. Еще одна достопримечательность Сахалина. (48.22907, 142.565865)

Южно-Сахалинск

Сегодня утром отвез мотоцикл в Корсаков, сдал в транспортную компанию, которая за 10 тысяч рублей упакует его в обрешетку и погрузит на паром Адмирал Невельской. А я на этом же пароме завтра должен отправиться в очередное морское путешествие длиной пол-тысячи километров до острова Кунашир.

Став на время пешеходом, решил погулять по Южно-Сахалинску, в котором мы прожили почти неделю, но так и не познакомились с ним близко.
А он оказался неожиданно интересным!

Сразу же бросилась в глаза ухоженность и чистота, особенно на центральных улицах. Город утопает в цветах и зелени, тротуары выложены плиткой, прозрачные автобусные остановки сияют, словно витрины дорогих бутиков и никаких рекламных бумажек и граффити! Фонтаны, памятники и оригинальные скульптурные композиции гармонично вписываются в облик города.

Ворота тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя. Вот как сложно называется это место. Эти ворота построены на краю японского поселка в 1940 г. (47.856675, 142.525535)

В городе несколько музеев, я зашел в два — Краеведческий и музей Чехова. Оба очень понравились, экспозиции оформлены прекрасно! Советую всем, кто будет в Южно-Сахалинске выделить время, особенно для Краеведческого музея, не пожалеете.

Пару раз заходил выпить чашечку кофе с печенькой в небольшие уютные кафешки.
Кофе отличный, выпечка разнообразная и очень вкусная.
Разговаривая с местными жителями я понял, что они любят свой город и это видно невооруженным глазом. И я с ними полностью согласен!

Краткая история Сахалина. Очень краткая.

Дороги Сахалина.
Итак, немного истории. До 17 века на Сахалине жили только местные аборигены — малочисленные племена айнов, нивхов, уильта и прочих эвенков. Жили в юртах, ловили рыбу, охотились, одежду шили из рыбьей и собачьей шкуры, медведя считали божеством и вели довольно примитивный образ жизни.


В конце 18 — начале 19 веков русские экспедиции Крузенштерна, Невельско, Головнина исследуют остров, описывают и он становится частью российской империи. Его самой отдаленной частью наравне с Чукоткой и Аляской, добраться-то до которой было в те времена очень и очень не просто, а тем более как-то осваивать. Добровольно перебраться на ПМЖ черт знает куда желающих было не много, поэтому был выбран проверенный способ колонизации и освоения таких вот территорий — при помощи заключенных.
Помните, как Великобритания колонизировала Австралию, вывозя туда своих преступников? Вот-вот, примерно так осваивался Сахалин, который в 19 веке стал местом ссылки и каторги. Об этом подробно описал Антон Павлович в своей книге про Сахалин, по не совсем понятной причине решивший в 1895 году прокатиться туда на три месяца с очередной попутной экспедицией.

В 1905 году, после поражения в войне, Россия уступила южную половину острова и Курильские острова Японии, которая начала активно её осваивать тоже, кстати, не без помощи подневольного труда. В этом случае в качестве бесплатной рабсилы выступали пленные корейцы, десятками тысяч завезенные на Сахалин. Япония тогда еще не предполагала, что в 1945 году придется все вернуть обратно, поэтому за 40 лет вложила огромные средства в строительство поселений, железных и автомобильных дорог, портов, заводов и прочей полезной инфраструктуры. За что им отдельное спасибо от жителей Сахалина.


После 1945 года японцы покинули остров, а корейцы остались. У Советского Союза, в отличие от Японии, после окончания Великой Отечественной войны забот хватало кроме Сахалина и до него руки и деньги особо не доходили. Так что дальнейшее развитие острова проходило чуть медленнее, чем, например, соседнего японского острова Хоккайдо.

Вот если бы мы дали японцам еще лет сорок, а потом забрали бы эту часть Сахалина вместе с Курилами, то сейчас я бы передвигался по острову не по грунтовкам, а по хайвеям и многоуровневым освещенным эстакадам под которыми пролетали бы трофейные поезда Синкансэн со скоростью 300 км/ч. Но есть сомнения, что они захотели бы нам это все отдать по-хорошему. А жаль…

А теперь немного о сегодняшней ситуации.
Дороги Сахалина мне понравились. Все. И особенно те, которые дорогами в понимании среднестатического жителя Японии или Германии назвать нельзя. Но это лично мое мнение. Думаю, остальные 99,9 % жителей планеты его не разделят, так как нормальному человеку удобнее перемещаться в пространстве по автомагистралям, чем по лужам и колеям.


А если серьезно, то основные шоссе, соединяющие крупные населенные пункты, такие, как Южно-Сахалинск, Холмск, Невельск, Корсаков и другие довольно хорошего качества. Прекрасный асфальт, разметка, камер еще не так много, поэтому можно ехать с приличной скоростью.
Второй распространенный тип дорог — грейдер. Так, от Холмска до Невельска участок порядка 40 км без асфальтового покрытия, так же грейдер идет на юг от терминала СПГ (46.625778, 142.93056) до п.

Новиково и т.д. Грейдер отличного качества и ехать по нему можно с такой же скоростью, как и по асфальту, только в сухую погоду пыль после проезжающего автомобиля поднимается до неба. Мы как-то с Александром решили выяснить у кого что железнее и километров 30 шли по грейдеру со скоростью 140-150 км/ч. Нормально, если не отставать и ехать рядом.

По этим дорогам мы проехали несколько сотен километров, добираясь ко всяким красивым местам острова.
Третий тип дорог — грунтовые, которые практически не обслуживаются и по ним вы будете передвигаться, если захотите посетить какие-либо природные достопримечательности или отдаленные маленькие населенные пункты. Обычно по ним ездят на внедорожниках или полноприводных авто типа японской «буханки» Mitsubishi Delica .


Ну, есть еще места, где вообще нет ничего, кроме направлений. Например, можно двигаться по песчаным пляжам вдоль кромки воды. Но, как далеко вы по ним уедете, зависит от техники, вашего опыта и трезвого рассудка.
Мы уезжали далеко! ))

comments powered by HyperComments