Моё открытие Сахалина.
Мы прилетели в Южно-Сахалинск утром 21 июля 2013 г рейсом аэрофлота, 8,5 часов над всей страной. Встретил нас хозяин базы Владимир Бардин, очень интересный человек. Профессиональный аквалангист советской школы, (не дайвер ), простой, открытый русский мужик, интересный рассказчик, влюбленный в Сахалин и увлеченный своим делом человек. База находится в западной части бухты Анива, на Юге острова, недалеко от г. Корсаков. Это место на берегу моря, несколько деревянных домиков для проживания, вполне комфортных, с удобствами.
Шикарная баня с глубоким бассейном 3×5 м, заполненным морской водой, отдельным домиком- столовой, и прочими хозяйственными строениями. Мы приехали в воскресенье , разместились втроем в отдельном двухкомнатном домике с мансардой, так что у каждого был отдельный » номер». Туалет, умывальник, без кондиционера, да он здесь и не нужен, не смотря на то, что погода все лето стояла жаркая, не характерная для этих мест. Реки обмелели, и рыба из за этого не шла на нерест. Домик стоял в 10 метрах от среза воды и ночью, когда мы засыпали под шум волн, создавалось впечатление, что мы на яхте посреди океана. Только качки почему-то нет.
Баня тоже находилась на краю берега и на небольшой возвышенности. Она состояла из парной с печькой-каменкой, помывочной и просторной комнаты отдыха с большим столом и огромными окнами с шикарным видом на море. Когда сидишь за столом и неспешно попиваешь чай, разморенный после очередного похода в парилку, смотришь в эти окна, как в гигантский телевизор, по которому идет только один бесконечный сериал про море.
На горизонте постоянно маячит красный кораблик аварийно- спасательной службы и несколько буксиров, ожидающих прихода очередного огромного судна с гигантскими шарообразными емкостями на палубе. Когда этот фантастический корабль подходил к фарватеру, буксиры разворачивали его и подводили к специальному причалу для закачки сжиженного газа . А еще дальше, почти на горизонте, была видна нефтяная платформа, такая высоченная башня с длинным клювом, с конца которого свисал огромный шланг. Периодически к ней подходили пустые танкеры и может сутки или больше через этот шланг в их бездонные трюмы текла сахалинская нефть. Наполнив свое брюхо и просев в море на несколько метров они медленно уходили в сторону Японии. На чей-то счет в банке оффшорного государства Гибралтар упали очередные несколько десятков миллионов долларов…
В понедельник 22 июля у нас было первое погружение недалеко от базы, отошли на резиновой лодке пару километров и упали на 15-ти метровую глубину. Мой напарник (бадди) — Коршунов Вадим. Вода холодная — плюс пять градусов внизу, на глубине более 12 м. На верху- плюс 20. Дно каменистое, есть рыба, скарпены, гребешки, правда мало. Водоросли, красивые, разнообразные актинии.
После дайва вкусный обед, японский контрабандный виски из 4-х литровой пластмассовой бутыли, гребешки… Потом отдых, спим, привыкаем к смене часовых поясов, разница во времени семь часов.
Вторник 23 июля
Подьем в 7.30, короткая прогулка-пробежка по песчаному берегу. Отлив здесь довольно приличный, вода опускается на 1,5 м. обнажая прибрежную зону -литораль, на 20-25 м. После завтрака грузим резиновые лодки и все снаряжение в грузовичок и еще на двух японских машинках — микроавтобусах DELICA, eдем вдоль побережья по грунтовой дороге, поднимая пыль в направлении пролива Лаперуза.
По пути, в одном из рыбачьих поселков купили 5 кг вареных креветок, здесь их называют «чилим», которые щелкали как семечки всю двухчасовую дорогу. Потом остановка на песчаной косе, выгрузка скарба
Надули две лодки из дайверских баллонов, погрузили на них все снаряжение и пошли в направлении к мысу Мраморный. 40 минут и мы на месте. Небольшая бухточка, белесая скала , высотой 30-35 м.
В скале пещерка диаметром меньше метра, глубиной около 5 м. Володя сказал, что это жилище древнего человека и ему пять тысяч лет. Верим на слово. На скалу залезли, в пещеру тоже
Сделали фото, покидали камни со скалы в пролив Лаперуза. 🙂 Виды обалденные! Невысокие горы вдоль побережья все в зелени, между вершинами густое одеяло из ватных облаков медленно сползает вниз к морю. Погода солнечная, ветра почти нет, тепло, плюс 25. Дайвинг интересный, глубина 19 м. вода плюс один градус. Видимость до 10 м. Много гребешка, есть рыба, поймали немного камбалы. Очень много мягких кораллов различной формы и расцветок. Некоторые похожи на гигантские грибы, другие на цветы на толстых ножках. Немного прохладно, но не так, чтобы очень.
После дайва обед из термосов, привезенных с собой, гребешок с соусом васаби. Супер! Жаль -виски забыли на базе….
На обратном пути заезжаем в поселковый магазин, покупаем ящик местного пива.
Вернулись обратно в десять вечера, уже стемнело.
Среда. 24 июля.
Спим до десяти часов. Аклиматизация. Сегодня поездка на рыбалку на горную речку, которая в лесу. Едем на двух машинах по старой размытой лесной дороге несколько километров, потом пешком 600 м. по лесу спускаемся к речке.
Ширина реки 3-5 м. глубина 20-40 см. Разматываем удочки, роем червя, забрасываем и достаем рыбку — форель или мальма по местному, сима, кунжа. Клюет сразу, и почти в любом месте. Лучше у коряг, в заводях под берегом.
Рыбка от 5 до 18 см. Есть и крупная, до двух килограммов, но ее на удочку поймать трудно, зато руками довольно легко! Большая рыба прячется в затонах за корягами и если засунуть руки туда, то можно, приловчившись, брать ее за жабры и вытаскивать.
Так мы поймали штук восемь больших форелей, по 30-40 см. А мелких на удочку наловили целое ведро. Затем на поляне развели костер и сварили шикарную уху из свежепойманной речной форели.
Поставили раскладной столик и под холодную водочку уговорили большой, десятилитровый котелок ухи. Это было фантастически вкусно!
Вернулись обратно в семь часов. Вечером — баня. Паримся свежими пихтовыми и березовыми вениками, наломанными сегодня в лесу. Пиво. Разговоры обо всем. Потом еще посиделки в столовой, обсуждение планов на завтрашний день и отбой.
Четверг 25 июля.
Подьем в 7.30. Сегодня должны были ехать на мыс Птичий. Это далеко, на восточной стороне острова. Там по плану живем в палатках два дня и три ночи, но утро внесло коррективы. Ветер с моря до 10 м/с. Прохладно. Володя на завтраке сказал, что на Птичий сегодня ехать смысла нет. Надо ждать хорошую погоду.
План такой — едем на озеро Бусе, собирать устриц на уникальной природной устричной банке, единственной в мире. Час езды на двух Delica и грузовичке с оборудованием и лодкой и мы на берегу соленого озера, которое соединяется с морем нешироким проливом.
Мы приехали во время отлива и масса воды бурлящей рекой вытекала из озера в сторону моря. Максимальная глубина в о. Бусе не более двух метров, по-этому дайв, как таковой , представлял собой ползание по дну в поисках ракушек различных видов для будущего супа и складывании их в сетку. Все дно было усеяно гигантскими устрицами, размеры некоторых достигали 30 см. и более. Мы их не брали, так как их было ТАК МНОГО, что полную сетку можно было набрать не сходя с места. Видимость в воде — не более двух метров.
К нам прибился один странноватый англичанин по имени Саймон. Он коллекционер ракушек, путешествует по всему миру в поисках редких экземпляров. Каждый раз просит нас принести со дна какие-нибудь ракушки. Раздал всем памятки, в которых подробно описано, что его интересует. Вознаграждения не обещал … Странный человек, однако.
Вернулись на базу в 18 часов, разобрали снаряжение, потом банька, ужин и отбой.
26 июля. Пятница.
Подьем в 7.30. На завтрак манная каша и пирожки с рисом и яйцом. Очень вкусные.
Пасмурно. Море неспокойно, прижимной ветер и накат волны — значит под водой делать нечего, так как видимость будет плохая. Решили собирать вещи и выдвигаться на мыс Птичий.
Дорога на восточный берег Сахалина заняла более двух часов.
Петляя по склонам гор, она привела нас к длинной песчаной отмели. Над морем навис густой туман, а в нос ударил мощный йодистый запах , как будто кто-то рядом открыл бутылку шотландского виски LAPHROAIGE десятилетней выдержки. Мы разгрузили нашу поклажу и приступили к сборке палаток.
Я выбрал себе место в 15 м от среза воды, выходом к морю. Пока ставили хозпалатку, разбирали другое имущество море ушло метров на 30, оставив на песке сплетенные водоросли, раковины, клешни и панцири крабов, добела отшлифованные куски деревьев и камни.
Туман сгущался, обволакивая берег и море. Нырять не представлялось возможным и мы, прихватив удочки, поехали на рыбалку. Меньше чем в километре от места стоянки в море впадала небольшая речушка, похожая на ту, где мы рыбачили прошлый раз. Ковырнув палкой мокрую землю, я нашел червя, нанизал его на крючок, выставил поплавок на глубину 15 см. и забросил в метре от берега. Через пять секунд в моих руках билась радужная форель. Менее чем за час мы наловили пол- ведра рыбы.
Ужин был просто шикарный — суп из ракушек, трубачей, гребешков, креветок и нескольких видов рыб, обжаренная форель и кунжа, салат из морских водорослей…
Вечерние посиделки у костра под шум моря и рассказы о незабываемых приключениях, страшных кровожадных акулах и невероятных размеров рыбах, которых кто-то, когда-то встретил под водой и не только, завершили очередной день на Сахалине.
27 июля. Суббота.
Здоровый сон в палатке под шум волн был внезапно прерван радостным возгласом моего бадди. «Вставай, я уже рыбы наловил, а ты все дрыхнешь!» — с этими словами довольная физиономия Вадима показалась во входном проеме моего временного жилища. Действительно, рядом с ним на песке стоял пластмассовый таз, в котором лежали с десяток довольно больших серебристых рыбин. Все они были извлечены из небольшой сети, расставленной накануне руководителем нашей экспедиции недалеко от лагеря. Туман еще не рассеялся, но было принято решение сделать пробное погружение на небольшой глубине.
Погрузив в лодку баллоны, груза и ласты, натянув на себя гидрокостюмы, мы вчетвером, не считая Владимира и Эдика (умнейшего пса, Лабрадора) отошли от берега. Через 400-500 м. земля растворилась в дымке.
Под водой мы сразу же попали в довольно сильную болтанку, на небольшой глубине прибой таскал нас по валунам туда-сюда. Длинные, широкие ламинарии, причудливо извиваясь, как щупальца гигантского осьминога обхватывали нас, пытаясь утащить в ближайшую расщелину.
Второе погружение было запланировано на мысе Менапуцы, в 10 км от лагеря. Полчаса на резиновой лодке и мы в красивейшем месте! Небольшая бухта, защищенная от ветров выступающей в море скалой, соединяется узким проливом с небольшим соленым озером. А за ним, в дымке из облаков и стелющегося вдоль склонов тумана, видны горные вершины. Что это? Швейцария? Альпы? Конечно же круче! Это- Сахалин!
Подойдя на лодке к мысу, мы увидели нерадостную картину. Несмотря на ветер и волны, море накрывал густой туман, видимость была не более 50 метров, в таких условиях найти всплывшего на поверхность дайвера очень проблематично. Было принято решение нырять группами по три человека поочередно с буем, запущенным в начале дайва, который выполнял функцию метки, обозначающей местонахождение группы.
Подводный мир впечатлял своим разнообразием. Десятки разновидностей кораллов причудливой формы и расцветки поражали своим видом! Под широкими лентами водорослей, сливаясь с грунтом, притаилась камбала. Слегка перебирая огромными клешнями, неспешно искал свою добычу королевский краб. Вот он то нам и был нужен! Охота на краба — увлекательнейшее занятие! Оружие — нехитрый кукан, представляющий собой веревку около двух метров, привязанную к металлическому стержню, которым и пронзается панцирь насквозь. За полчаса мы набрали полтора десятка крабов весом от 2 до 3-х кг. каждый
А Вечером был ужин под шум волн и треск костра, разведенного под большим казаном, в котором бурлила морская вода с оранжевого цвета клешнями королевского краба. И новые рассказы Володи Бардина
о том, как он в молодости зарабатывал огромные деньжищи, собирая на Курилах тоннами морского ежа и трепанга, ныряя за ним в свинцовых ботинках и трехболтовом шлеме…
Экспедиция на восточное побережье Сахалина продолжалась три дня, после чего мы свернули наш лагерь и в понедельник 29-го июля вернулись на базу. Что может быть лучше хорошей русской бани после возвращения из путешествия? Только баня с пивом, вяленой корюшкой и копченой камбалой!
30 июня. Вторник. Погода не радует. Вчерашние планы понырять на мысе Великан пришлось отменить. Принимаем решение поехать на мыс Мраморный. Дорога ведет вдоль побережья, в этот раз нам удалось заехать на заброшенную рыбацкую базу. Несколько полуразрушенных одноэтажных строений, бывшие казармы базы подготовки боевых пловцов японских ВМС, представляли собой грустное зрелище. Разбитые окна, выломанные двери и полуразрушенная кровля. Дополнял картину разбитый, искореженный легковой автомобиль NISSAN 90-х годов, одиноко стоящий у дороги.
В этот раз мыс Мраморный встретил нас сильным отжимным ветром, небо было затянуто облаками. Лодка отошла от берега на 500-600 метров и на счет «три» мы перевернулись через противоположные борта, упав в воду. Не задерживаясь на верху, практически сразу ушли на глубину, сориентировались по компасу и взяли курс 240 градусов, на берег. Дайв прошел довольно интересно, было много рыбы, красивый ландшафт с богатой растительностью, гребешки. Через 30 минут холодная вода все таки дала о себе знать и мы приняли решение закончить погружение. Поднявшись наверх, увидели что лодка находится довольно далеко и подбирает вторую группу. Пока мы были под водой, ветер усилился, волны были уже около полутора метров и довольно быстро уносили нас в открытое море в сторону пролива Лаперуза. Дышать можно было только через вторую ступень регулятора, так как волна периодически накрывала нас с головой. Наконец то лодка подошла и мы, ухватившись за веревки на ее бортах, стали снимать с себя грузовые пояса, отсоединять шланги поддува и баллоны с BCD. Так как я нырял в подвеске SIDEMAUNT с двумя баллонами по бокам, крепление и снятие которых предполагает использование обеих рук, процесс выхода усложнился. Стоило оторвать руку от борта лодки, как течение тут же относило ее ( или меня) на несколько метров, накрывая очередной волной. И как назло заклинил шланг поддува сухого костюма! Да, море на Сахалине часто бывает непредсказуемым, погода, направление ветра может измениться в любой момент и преподнести такие сюрпризы!
Второе погружение было в более спокойном месте на небольшой глубине. Но по количеству живности и ландшафту оно оказалось даже насыщеннее. Здесь мы увидели огромную зубатку, местные называют её «морской собакой», которая, затаившись в зарослях ламинарий, ждала свою добычу. Это была большая, около метра, рыба с гигантской головой и открытой пастью из которой, словно кривые колья, торчали огромные зубы.
31 июля. Среда.
Крайний день нашей экспедиции Володя предложил провести в одном замечательном месте. Меньше часа пути по старой лесовозной дороге, и мы, преодолев на джипе и дэлике глубоченные канавы с коричневой жижей, скребя днищем по разбитым тракторами колеям, расчищая завалы из стволов упавших деревьев, добрались до красивейшей поляны на берегу форелевой речушки.
Буйство растительности поражало воображение. Двухметровые лопухи, листья которых были размером с приличный зонт, заросли сахалинского бамбука, причудливо изогнутые стволы деревьев, словно мосты, переброшенные через речку в которой плескалась рыба. Пройдя вдоль берега обнаружили свежий след медведя, судя по всему, мы вторглись во владения хозяина сахалинской тайги. Наши предположения подтвердил Эдик, внезапно насторожившись и нарушив тишину заливистым лаем. «Мишка где-то рядом ходит»- подтвердил наши догадки Володя, деловито доставая из багажника снасти для рыбной ловли .Потом была рыбалка, умопомрачительная уха под водочку, поджаренная на костре кунжа, выловленная Александром и Сергеем собственноручно в прямом смысле этого слова.
Уезжать не хотелось…
А вечером Володя пригласил нас к себе в гости в свой уютный домик с просторной гостиной. Отличный односолодовый десятилетний NIKKA YOSHI с фруктовой вазой на столе, шикарный фильм о Сахалине и Курилах, снятый хозяином базы завершили эти незабываемые десять дней на краю земли, наполненных походами, приключениями, открытиями и прекрасным настроением!