Выбрать язык
Меню

Карелия 2015

«Быстро лечу я по рельсам чугунным…»
Последние высотки столицы остались позади. Скорый поезд Москва-Петрозаводск медленно набирая скорость, словно огромная анаконда, выполз из норы Ленинградского вокзала и тихо шурша покатил на Север. Внутри его зеленого брюха, ближе к хвосту, расположились в прекрасном купе четверо любителей путешествий. Завтра стартует семидневная экспедиция по Карелии на квадроциклах! Очередное приключение началось!!!

Столица Карелии -Петрозаводск встретил нас хмурой, прохладной погодой и паровозом с красной звездой, стоящим на запасном пути.

И уже через пару часов наша команда из шести квадроциклов и семерых участников экспедиции стартовала в западном направлении. Курс на деревню Кудома, где запланирована первая ночевка. Несколько километров асфальтовой трассы быстро закончились и мы свернули на живописную лесную дорогу.

Вскоре приличная грунтовка привела нас к болоту с глубокими колеями, наполненными вязкой жижей, где и случилась первая поломка техники. Один из наших товарищей умудрился «разуть» два колеса своего очень дорогого квадроцикла, обутого в очень дорогую резину на тюненгованных дисках с «бэдлоками».

Это такие приспособления, предназначенные конкретно для того, что бы шины не могли разбортироваться в принципе! Небольшая задержка в пути и после устранения проблемы продолжаем знакомство с природой Карельского края. А она с каждым километром становилась все поразительнее и разнообразнее!

Густой смешанный лес с опушками, белыми от ландышей, и чистейшим воздухом, дурманящим непередаваемыми запахами разнотравья, сменяется шикарными видами на лесные озера и реки. Мелкие речушки преодолеваем вброд, глубокие проходим по деревянным полуразрушенным мостам. Вода в них тёмно-коричневого цвета, как шкура бурого медведя, следы которого мы не раз встречали на своём пути.

Очень много грибов, они растут прямо на дороге, в траве между колеями и на обочине. Такое впечатление, что они выбежали из леса встречать нас и, увидев, застыли в изумлении. Останавливаемся, аккуратно срезаем крепкие подосиновики и зачем то берем их с собой, но вскоре понимаем, что грибов так много, что собрать их всех нереально. В шесть вечера прибыли к месту ночёвки — деревни Кудома на берегу огромного озера со смешным названием Сямозеро. Шикарная русская баня с вениками и купанием в холодной воде завершила этот замечательный день.

В десять утра выезжаем из Кудомы и песчаная дорога ведет нас вдоль озера в сторону финской границы. На одном из десятков островов Сямозера проходили съемки замечательного фильма «Холодное лето 53-го». Пейзаж становится еще более насыщенным и интересным. Высоченные сосны растут прямо на камнях, обвивая их своими корнями, огромные валуны, покрытые сочным зеленым мхом лежат вдоль дороги, быстрые реки с перекатами (рай для байдарочников) с бревенчатыми мостами — вот она, настоящая Карелия!

Проехали около сотни километров, но пока не встретили ни одной живой души, не считая зайцев, выскакивающих прямо под колеса квадроциклов.

Наконец, выезжаем на большую дорогу, которая представляет собой относительно ровный укатанный «грейдер». Стали попадаться деревни с характерными финскими труднопроизносимыми названиями типа Тунхунваара. или Леппяниеми. В одном из больших посёлков, Суоёки, останавливаемся в центре у одноэтажного деревянного строения с двумя входами. Пока ватага местных пацанов облепила наши квадроциклы, поднимаемся по деревянным ступенькам ко входу с табличками «Почта России» и «Магазин».

Нехитрый ассортимент сельмага вполне удовлетворил наши потребности в сигаретах и пиве с воблой. У противоположного входа висели две таблички «Администрация» и «Акушерское отделение». Видимо, местный мэр работает по совместительству врачом-гинекологом, но, судя по большому амбарному замку на двери, у него сегодня выходной. Приём населения — по понедельникам, роды — по средам, четверг — санитарный день. Все понятно.

Когда до места ночевки остается около двадцати километров случилась очередная поломка техники — радиатор на квадроцикле нашего проводника сильно потек. Оставшийся путь пришлось тянуть его на буксире. Частная уютная гостиничка «Вегарус» в одноименной деревне на берегу озера Салонъярви с замечательной баней, пивом и специально для нас закопченным судаком стали прекрасным завершением второго дня экспедиции.

Со связью в Карелии туго. Если Мегафон в больших посёлках ещё кое-как работал, то МТС на второй день вообще пропал. С интернетом проблем нет. В смысле нет интернета — нет проблем.
О погоде. Предположить, какой сегодня будет день — нереально. С утра может ярко светить солнце, через час небо затянет тучами, резко упадет температура и на землю польются тонны воды. Еще через пол-часа ветер унесет тучи и снова солнце, тепло, птички поют… И так по несколько раз за день.

Третий день экспедиции начался с обсуждения предстоящего маршрута. Судя по карте, есть интересный вариант пройти между двух озер, но там одни болота. Проводник сказал, что не знает, есть ли возможность там пробиться, так как сам он в тех местах не ходил. Принимаем решение попробовать. В десять утра, залив полные баки и дополнительные канистры бензином, покидаем уютную гостиничку и летим по шикарной песчаной лесной дорожке в сторону финской границы. И снова бурлящие реки, всоченные сосны, огромные валуны и пьянящий аромат чистейшего воздуха Карельского леса! Красота!!!

Через сорок километров дорожка, превратилась в тропу, а затем вовсе исчезла. Навигатор показывает, что в нескольких километрах западнее есть какая-то лесная дорога, но, что бы дойти до нее, нужно преодолеть труднопроходимый участок. А это скалы, лес и болота.

Продираясь между деревьями, неожиданно натыкаемся на остатки старого бревенчатого дома. Большой сруб стоит на камнях, внутри и вокруг поросший деревьями, по всей видимости дому больше ста лет.

Но почему он здесь? Вблизи ни дорог, ни реки, ничего… Карабкаемся по скалам, идем вдоль озера, упираемся в болото, пройти нет возможности. Ищем обходной путь, но в какой то момент внутри моего квадроцикла раздается скрежет и он встаёт. Всё… Заклинило коробку передач. 🙁 Попытки сдвинуть его с места на буксире не увенчались успехом, так как колеса заблокированы. Надо снимать карданный вал. Разобрав пол- квадрика в лесу, где тучи комаров пытались нас загрызть живьем, обнаруживаем еще одну проблему — пополам лопнула рама. Это конец! Удивительно, как квадроцикл не развалился пополам?!!

От друзей поступают дельные советы по дальнейшей судьбе четырехколесной недвижимости: 1. Облить бензином и сжечь, ролик с соответствующими комментариями выложить в ютьюб, 2. Утопить в ближайшем болоте, 3. Дать объявление на AUTO.RU о продаже за 1000 рублей самовывозом, координаты местонахождения прилагаются и т.п. Опуская технические подробности, скажу, что операция по эвакуации BRP 1000 XMR из Карельских лесов продлилась несколько часов и завершилась успешно. Ночью наша команда с двумя квадроциклами на буксировочных тросах ( Yamaha проводника перегрелась и тоже отказалась двигаться дальше) вернулась к месту утреннего старта.
Надо отдать должное принимающей компании, они за ночь сумели привезти из Петрозаводска два подменных квадроцикла и на следующее утро экспедиция продолжилась.

Четвертый день приключений в Карелии начался с дождливой прохладной погоды, но для путешествия на квадроциклах это оптимальный вариант.

Сегодня у нас очень длинный и интересный маршрут. Летим по укатанным лесным дорожкам, разбрызгивая лужи и поднимая за собой прошлогоднюю листву и хвою. Словно гигантские карандаши стоят корабельные сосны, очень много озер в которых, как в огромном зеркале, отражается небо, лес, скалы… Потрясающие пейзажи!!!

Проезжая через многочисленные речки, обращаю внимание, что основа мостов сделана из камня. Проводник говорит, что эти мосты и дамбы остались от финнов.

До 1939 года в этих местах было много домов отдыха, санаториев, отличные дороги и развитая инфраструктура. После того, как СССР отодвинул границу на северо-запад, здесь всё стало приходить в упадок, и свалки мусора прямо в лесу и у дорог напоминают, что это давно уже наша территория.
Подъезжаем к месту с красивым названием «Белые мосты». Мостов здесь нет, но есть шикарный водопад, шум которого слышен за сотни метров. Лес, огромные камни, бурлящая вода цвета крепко заваренного чая — завораживающее зрелище!

В этот день у нас было всё — и «горный слалом» по крутым, каменистым склонам, и преодоление болот, где по пояс в трясине мы практически на руках тащили свои квадроциклы, и удивительно красоты дорожка вдоль большой реки с бурлящими порогами. 245 км — довольно приличный пробег на такой технике, учитывая сложность маршрута. Финишировали поздно ночью в поселке Ууксунлахти, где нас, как всегда, ждали радушные хозяева небольшой, но очень уютной гостиницы с вкусным ужином, протопленной банькой, свежезакопчёным лещом и мягкой кроватью.

День пятый. Уже привычное дождливое утро провожает нас в путь. Каменистая дорога привела нас в мёртвый лес. Огромные площади выжженного сосняка с обугленными стволами деревьев — сюрреалистическая картина! Гигантские валуны кубической формы размером с микроавтобус разбросаны в хаотичном порядке, словно великаны играли в кости и забыли их забрать с собой.

Недалеко от трассы Петербург-Мурманск натыкаемся на развалины чугунолитейного завода, построенного в конце 19 века. От довольно большого по тем временам предприятия остались только метровые стены из красного кирпича и камней.

К семи вечера, преодолев путь в 140 км, прибываем в деревню Кохтусельга на берегу Тулмозера. Старые, почерневшие от времени срубы, крытые шифером и рубероидом, деревянные лодки у берега, мостки и высокая трава по пояс — типичная картина Карельской деревни. Размещаемся в одном из домиков и через пол-часа уже хлещем друг-друга свежими березовыми вениками в баньке по-чёрному. Еще один замечательный день завершился ужином с котлетами из медвежатины и тушёным глухарём под настойку из морошки!

Шестой день экспедиции начался неожиданно с прекрасной погоды. Чистое небо и яркое солнце сопровождали нас весь день до самого Ладожского озера, куда мы и добрались к обеду.

Перед этим был шикарный участок огромного болота, в котором мы «рубились» около часа и вылезли из него все в грязи, траве и тине. Так что купание в Ладоге было как нельзя кстати. Многокилометровый песчаный пляж и высокий берег, представляющий собой песчаные дюны провоцировали на то, чтобы «поотжигать» на полную катушку!

Чем мы и занялись, пока наш проводник разворачивал на поляне нехитрый перекус из бутербродов и чая с шоколадками, закупленными нами в близлежащем магазине в селе Видлица, стоящей по обеим сторонам одноименной реки.

Что самое интересное в Карелии? Конечно, природа!

Страна десятков тысяч озёр и рек поражает разнообразием ландшафта. Девственные леса, скалы, огромные камни, поросшие бархатным мхом и цветами живописные болота. Десятки заброшенных деревень с почерневшими от времени покосившимися домами, словно сказочные избушки Бабы Яги и Лешего вышли погулять на опушку леса.

Очень мало людей и почти нет автомобилей. Цивилизация еще долго не придет в эти края. Наверное, это хорошо, с одной стороны. Но с другой — люди уезжают, оставляя дома и целые деревни. Мы заехали в одну из них с интересным названием Кинерма. Некогда большое село со своей церквушкой, известное еще с 17 века, хорошо сохранилось только благодаря энтузиазму одной семьи и помощи… какого-то финского общества друзей Карелии.

Дома, которым более двухсот лет бережно сохраняются, есть даже маленькая изба-музей с разнообразной утварью, шикарнейшая баня по чёрному на берегу речки… Но у государства, видимо, нет пока средств и желания сохранить хотя бы то, что осталось. Жаль, ведь это история нашей страны и наших предков, без которой мы, как Иваны не помнящие родства, уничтожаем свое прошлое. А вместе с ним и свою совесть, память и душу.

comments powered by HyperComments