Выбрать язык
Меню

Экспедиция по Карелии на снегоходах

И снова в путь навстречу новым приключениям!
Скорый поезд Москва-Петрозаводск зелёным удавом прополз сквозь каменные джунгли столицы и, тихо постукивая на стыках рельс, растворился в сырой черноте безлунной ночи. Зимняя экспедиция на снегоходах Карелия — Мурманск началась! Семи членам нашей команды предстоит преодолеть 1700 км по лесам, полям, замерзшим рекам и озерам Карелии и через восемь дней финишировать на Кольском полуострове. Старт — завтра в полдень, а пока мы, расположившись в комфортных купе СВ, закусываем шотландский односолодовый виски отечественным салом, травим анекдоты и вспоминаем разные весёлые истории из наших предыдущих поездок…

Итак, первые двести километров нашей экспедиции позади. 90% сегодняшнего маршрута мы шли по льду Онежского озера. Огромное пространство, покрытое тонким снежным налётом, этакая ледяная пустыня без конца и края.

Основной промежуточной целью было посещение знаменитого музея-заповедника на острове Кижи, финиш — в небольшом поселке Повенец, недалеко от Медвежьегорска. Сегодня же у нас случилась первая проблема — не доехав всего пару километров до острова сломался один снегоход. Здоровенный Arctic Cat напрочь отказывался двигаться дальше. Поломка оказалась довольно серьезной и потребовалось несколько часов для её устранения, что немного выбило нас из графика.

Повезло, что мороз был не сильный, так как пришлось прямо на льду разобрать и собрать половину двигателя. Но экскурсия по знаменитому памятнику русского деревянного зодчества все же состоялась! Удивительной красоты церкви и часовни, жилые деревянные избы с утварью, бани и мельница, построенные двести-триста лет тому назад. Как это все могло сохраниться до наших дней?

umns=»4″ ids=»2572,2570,2568,2567″]

Вторую половину пути шли ночью, мороз усилился, свет от фар пробивался сквозь снежную позёмку, выхватывая силуэты снежных барханов и ледяных торосов. Скорость 60-80 км/час, быстрее ехать опасно, так как можно врезаться во вздыбившийся лед или попасть в водяную яму, которые довольно часто встречались на нашем пути.
В половине девятого мы все-таки добрались до базы на самом берегу Онеги, где нас ждали гостеприимные хозяева, прекрасный ужин с карельскими настойками и шикарная баня!

Солнечное утро на Онежском озере, где берет свое начало знаменитый Беломорканал. Стартуем на Северо-Запад.

Помните старый добрый советский фильм-сказку Морозко? Алёнушка сидит на лесной поляне под столетним дубом, вокруг её обступили раскидистые ели, ветки которых согнулись до земли под тяжестью снежных шапок, белоснежные сугробы, избушка на курьих ножках… Всё это мы сегодня встретили на своём пути. Кроме Алёнушки. Наверное, не дождалась она нашу боевую снегоходную команду, звериными тропами продирающуюся по глухим карельским лесам.

Веселый проводник Егор вёл нас по нехоженым заросшим просекам, заваленным упавшими стволами деревьев, через замерзшие озера и болота, вскрывшиеся реки с мостами из нескольких брёвен. Иногда мы просто рубились в прямом и переносном смысле сквозь сплошной лес, протискиваясь между стволами, подминая под себя молодую поросль и при помощи пилы прокладывая себе путь.

Повезло, что не было серьёзных поломок техники, не считая порванного ремня вариатора на несчастном Arctic Cat. Погнутые бампера и многочисленные повреждения обшивки не в счёт.

Последние несколько десятков километров до места ночевки в замечательном местечке на берегу Кижозеро мы шли ночью. Наградой за преодоление очередных двух сотен непростых километров был шикарный ужин, приготовленный из местных продуктов под рюмку ржаного самогона и банька с берёзовыми вениками.

Все дальше и дальше мы уходим на север, начались проблемы со связью.

Точнее сказать, она изредка появляется, когда мы проезжаем через редкие населенные пункты. Сегодня это был единственный поселок Колежма с маленьким магазинчиком и церквушкой. Местные жители сопровождали нашу снегоходную колонну удивленными взглядами, а собаки приветственно лаяли, пытаясь укусить за подножку или ботинок.

К шести вечера, пройдя полторы сотни километров мы вышли к берегу Белого моря. Ледяные торосы, уходящие за горизонт и покрытые снегом остовы рыбацких лодок явно говорили о том, что мы движемся вдоль его берега. Конечный пункт сегодняшнего дня — база на острове Лопский. Путешествие продолжается!

Трек четвёртого дня экспедиции вел нас по морю. В январе морозы в Карелии доходили до минус сорока и море покрылось ледяным панцирем, уходящим до 10-12 км от берега.

С утра пошёл снег и видимость упала. Колонна снегоходов медленно двигалась на север, протискиваясь между ледяными торосами и трещинами, вероятность попадания в которые грозила очень серьёзными неприятностями. Мела поземка и низкая облачность затрудняла продвижение, периодически то слева, то справа возникали силуэты небольших скалистых островов, покрытых редкими деревцами.

На один из них мы заехали для кратковременной остановки. Огромные валуны, редкая растительность, корявые ели — на первый взгляд казалось, что здесь не ступала нога человека. Но, прогулявшись вглубь острова, мы неожиданно обнаружили его следы. Это был капкан, хитроумно установленный на одном из деревьев. К стволу на высоте примерно полутора метров была прибита горизонтальная палка на конце которой привязана связка вяленой рыбы. А прямо перед приманкой было закреплено это коварное ржавое орудие убийства.

Пройдя еще пятнадцать метров на другом дереве мы обнаружили аналогичное устройство, но уже с пойманным зверьком, похожим на норку. Бедное животное долго мучилось, попав в ловушку, возможно оно пыталось перегрызть попавшую в капкан заднюю лапку, но умерло от потери крови.

Едем дальше, уходя от береговой линии. Вспугнули огромную лису, непонятно что делающую в этой ледяной пустыне. В некоторых местах вспучившийся полуметровый лед образовал причудливой формы пирамиды, словно сказочный Нептун в порыве гнева стучал по нему снизу своим огромным посохом. На одном из островов, затерянном в этом бесконечной снежно-ледяном царстве, мы натолкнулись на избу с хозяйственными постройками и вмерзшими в лед несколькими деревянными лодками.

Из избы к нам вышли три мужика 40-50 лет и женщина неопределенного возраста. Сразу же начались расспросы откуда и куда, что за техника и т.д. Потом поступило приглашение зайти в гости, отдохнуть, взять с собой рыбы… Оказалось, мы случайно попали на территорию рыбацкой артели, под навесами стояли ящики с замороженной рыбой, какие-то сани, сети и старенький полуразобраный мотоцикл ИЖ, неизвестно как и для чего здесь оказавшийся.

Живут и работают эти люди здесь вахтовым методом — по полгода. Ни связи, ни телевизора, ни газет, ни че го… Вот это жизнь!
Во второй половине дня мы вышли к краю ледяного плато. Впереди, до самого горизонта только вода, соленая холодная вода Белого моря, огибающего Кольский полуостров и соединяющегося с Баренцевым, являющимся частью Северного Ледовитого океана.

К вечеру мы прибыли в небольшой городок Кемь, откуда летом можно на пароме добраться до Соловецких островов, находящихся в сорока километров от него. Зимой с островами нет никакого сообщения. Приближаясь к берегу, мы увидели деревянную церковь и полуразрушенную пристань. Оказалось, что это декорации, здесь Павел Лунгин снимал свой замечательный фильм ‘Остров» с Петром Мамоновым в главной роли.

Вот и завершилась наша восьмидневная экспедиция на снегоходах по маршруту Петрозаводск-Мурманск. Одометр моего снежного коня остановился на цифре 1548 км. Это было настоящее приключение! К сожалению, публиковать заметки в онлайн режиме не представлялось возможным по причине отсутствия какой-либо связи с внешним миром на протяжении нескольких дней, да и, честно сказать, не до того было.

Особенно интересным и запоминающимся оказался шестой день путешествия. Ночевали мы на замечательной турбазе Ниска, находящейся на берегу Пяозера. Уникальное место! Прекрасные рубленые домики, шикарный ресторан с камином и сауна с бассейном — и все это великолепие построено в глухой карельской тайге в нескольких десятках километров от ближайшего населенного пункта. Зимой сюда можно добраться на снегоходах или подготовленно внедорожной технике по зимнику, а летом сообщение только по воде на двух катерах. Дороги нет. Связи нет.

Уезжать из этого уютного места нам не хотелось, но впереди был самый протяженный и сложный этап экспедиции, проходящий на север вдоль финской границы. В этот день предстояло преодолеть около трехсот километров, в основном по тайге. При продвижении на север снега становилось все больше и больше, ночами выпадало по несколько десятков сантиметров и в лесу толщина снежного покрова достигала полутора метров.

Средняя скорость движения в тайге не превышала 30 км/час, но с учетом частых непредвиденных остановок, была значительно меньше. Поэтому первые сотню мы прошли только к 16 часам.

Небольшой перекус из бутербродов и горячего чая из термосов и мы продолжаем путь. Ещё засветло проезжаем некогда закрытый посёлок Алакуртти и снова ныряем в тайгу. Навигатор ведёт по лесовозным просекам, красота вокруг просто сказочная! Я не могу описать словами какие фантастические пейзажи окружали нас! Да и фотографии, к сожалению, не могут этого передать…

Ехать по пухлому свежевыпавшему снегу — невероятный кайф!

Особенно если есть возможность выскочить на широкую прямую просеку и до конца открыть газ. Лыжи отрываются от поверхности, снегоход выходит на глиссер и становится похож на катер или, скорее, гидроцикл, летящий по волнам. Движением корпуса управляешь траекторией, пролетая между стволами деревьев, закладывая снегоход в крутые виражи, катапультируясь с белоснежных холмов в мягкую перину искрящегося снежного пуха! Адреналин зашкаливает!

Но иногда, потеряв бдительность, улетаешь слишко далеко и зарываешься так, что без помощи товарищей обойтись невозможно. Вызволение застрявшего снегохода из снежного плена — обязательный элемент программы. Поначалу это происходит весело с шутками-прибаутками, но когда это приходится делать в …цатый раз, то энтузиазм постепенно переходит в тихую ненависть к закопавшемуся товарищу, потому что даже подойти к нему, проваливаясь по грудь в сугробы очень даже непросто. Но избежать участи «спасателя» не поучится, так как следующим неудачником можешь оказаться ты.

Тем временем солнце скрылось за верхушками сосен, а трек вывел нас на узкую просеку, по которой не ступала нога человека. По крайней мере этой зимой. Девственно чистые снежные барханы и свисающие над ними раскидистые ветви уводили нас все глубже и глубже в бескрайнюю тайгу.
Двигаться ночью в лесу, когда нет проложенного следа и непонятно, что ждёт за следующим поворотом — обрыв, упавший ствол дерева или разрушенный мост через ручей, очень сложно и опасно. Один раз, двигаясь первым и пробивая колею для всей колонны, я поздно заметил крутой поворот, за которым сразу же был бревенчатый мост через реку и ушел под крутой откос. Снегоход замер в нескольких метров от кромки воды, зарывшись по руль в снег. Доставали его оттуда около получаса. Скорость движения снизилась настолько, что некоторые участки длиной в три-пять километров мы преодолевали за несколько часов. В глубоком снегу техника перегревалась, откапывать товарищей приходилось постоянно. А когда трек вывел нас к вскрывшейся реке с разрушенным мостом, то все стало совсем серьезно. После безуспешных попыток найти переправу с прочным льдом, наш проводник принял решение пройти на скорости по тонкой ледяной заснеженной корке. Проламывая лед гусеницами один за другим мы пролетали реку, врезаясь в отвесную снежную стену противоположного берега. До конечного пункта — городка Ковдор, оставалось километров двадцать, но они оказались самыми сложными. Тяжёлый Arctic Cat постоянно зарывался в глубоком свежевыпавшем снегу и вытащить его было невероятно сложно даже при помощи лебедки. Бензин на исходе. Все промокли до трусов, у меня в ботинках хлюпала вода. К двум часам ночи первая группа из четырех человек выбралась на какую-то езженую дорогу.
Двое, я в том числе, остались ждать ползущих по нашему следу товарищей, а еще двое поехали налево по дороге, искать проезд. Через пол-часа по радиостанции они сообщили, что арестованы за проникновение на особо охраняемый режимный объект, к тому же находящийся в закрытой приграничной зоне. Прошёл еще час, я перестал чувствовать замерзшие ноги и что бы хоть как-то согреться, мы наломали елового лапника и, облив бензином, подожгли. К трем часам вернулись арестованные товарищи в сопровождении уазика с охраной. Пока на всех составляли протоколы — кто, откуда, с какой целью проникли на режимную территорию и т.д. появилась измученная отставшая группа. После составления протоколов, старший охраны потребовал, чтобы мы отправились обратно и добавил, что нам еще повезло, так как если бы мы поехали вправо по дороге, то вышли бы прямо на вооруженную охрану спецобъекта и все было бы гораздо плачевнее… Но и данная ситуация не внушала оптимизма, так как возвращаться двадцать километров по просеке, через которую мы продирались несколько часов было нереально. А до Ковдора по навигатору напрямик всего пять км! После продолжительной беседы со старшим охраны пришлось прибегнуть к весьма весомым аргументам от которых он не смог отказаться и в конце концов лично вывел нашу банду какими-то тропами, через дыры в заборах, колючую проволоку и железную дорогу за территорию объекта. В пять утра мы мокрые, промерзшие и уставшие, пропахшие дымом и бензином подъехали к единственной гостинице еще недавно закрытого приграничного города Ковдор.

comments powered by HyperComments