Путешествие по северу России
Есть на Земле одно море, где я бываю почти каждый год на протяжении последних 16 лет. Вы думаете это Черное или Красное? А может Средиземное? Нет, не угадали! На этом море нет пальм и белоснежных коралловых пляжей, нет разноцветных рыбок и ярких кораллов, нет там шикарных отелей и сотен тысяч туристов.
Зато там есть суровые скалы с нависшим над ними свинцовым небом и штормящее, не очень теплое море.
— И в чем кайф? — резонно спросите вы. — А я даже не знаю, как вам ответить на этот вопрос. Чтобы понять, почему люди, один раз побывавшие там, возвращаются снова и снова, надо просто однажды решиться, взять билет до Мурманска, затем проехать еще полторы сотни километров на автомобиле до бывшей закрытой военной базы подводных лодок Лиинахамари. Потом натянуть на себя сухой костюм, закинуть на спину акваланг и с борта железного корабля шагнуть в черную бездну Баренцева моря. И там, глубоко-глубоко, среди серых скал, огромных валунов и зарослей ламинарий вы, возможно, найдете ответ на свой вопрос.
Хотя… если сомневаетесь, возьмите лучше билет до Шарм-Аль-Шейха. Его обещали скоро открыть. ))
Кто бывал на Баренцевом море — знает, что погода там очень изменчивая и труднопредсказуемая. Вот и сейчас нам телеграфировали, что с 15 по 17 января — штормовое предупреждение, а значит выход из бухты Лиинахамари закрыт.
Ждать у моря погоды, особенно в январе, не самое веселое занятие. Так что решили не спешить и на день задержаться в Карелии, в прекрасном месте недалеко от Петрозаводска на берегу реки Шуя — эко отеле Karjala Park. Уютный деревянный дом в заснеженном сосновом лесу, увлекательнейшая поездка на снегоходах по необычайно красивым местам, шикарный ужин в чуме под треск березовых дров и поскуливание ездовых собак — хаски, ну как от этого отказаться?!
А на следующий день планы опять поменялись. Пока море штормит, мы еще успеем ненадолго заехать в Хибины — небольшой горнолыжный курорт на Кольском полуострове. И может быть получится протестировать местные трассы!
Хибины — горный массив на юго-востоке Кольского полуострова. Еще в начале 20-го века здесь практически не было никакой цивилизации, только стада оленей, перегоняемые с места на место полукочевыми племенами Саамов, так называли местных аборигенов. В конце 20-годов прошлого века на полуострове были разведаны залежи стратегически важных полезных ископаемых — железа, меди, никеля, кобальта, апатитов. Началось освоение полупустынных северных территорий, была проложена железная дорога. Силами заключенных Соловецких лагерей и раскулаченных крестьян, свезенных сюда со всей страны, были построены горно-обогатительные комбинаты и заводы, вокруг которых выросли моногорода — Кировск, Апатиты, Мончегорск, Оленегорск.
Чем дальше мы двигались на север, тем короче становился день, холоднее и больше снега. Трасса Е-105 (Кола) в очень хорошем состоянии, по обочинам огромные снежные отвалы, но асфальт чистый и что самое интересное — здесь никто не льет на дорогу всякое дерьмо, поэтому все автомобили сияют.
Добравшись до Кировска поздно вечером, мы, первым делом, отмыли Тойоту от липкой московской грязи.
Кировск — небольшой город с населением 26 тысяч человек, расположенный в южной части Хибин на берегу озера с необычным названием Большой Вудъявр. Три года тому назад я заезжал в эти места, возвращаясь на мотоцикле с поездки на п-ов Рыбачий и тогда Кировск меня не очень впечатлил.
А в этот раз город нам очень даже понравился, не смотря на то, что его большая часть — это панельные пятиэтажки-хрущевки. Не знаю, что меня больше порадовало — белоснежные склоны гор с очень приличным современным горнолыжным курортом, размеренное течение жизни и отсутствие пробок на дорогах или может быть я просто уже забыл как хрустит на морозе кристально чистый снег, когда идешь по тротуару? В любом случае все мы получили удовольствие от двух ночей и одного дня проведенных здесь.
Лиинахамари — небольшой приграничный поселок, бывшая база подводных лодок, расположен на берегу Печенгского залива, выходящего в Баренцево море. Край земли. До границы с Норвегией — чуть больше 20 км., до Мурманска — 150, до Москвы -2200.
В этот раз нам повезло с погодой. Только вчера здесь бушевал шторм, а сегодня — тишина и полный штиль, море спокойно. Над водой стелется плотный туман, скрывающий противоположный скалистый берег. Морозно. Температура воздуха минус 14, воды — плюс 3 градуса, поэтому в безветренную погоду море покрыто дымкой, сквозь которую можно различить контуры полузатопленных кораблей, разрушенного деревянного причала и вытащенного на берег, разрезанного корпуса подводной лодки. В бухте Лиинахамари еще в прошлом веке было затоплено четыре или пять подлодок и несколько небольших кораблей. Сейчас их достают и режут на металлолом.
В десять часов утра, когда солнце еще не взошло, едем к морю, где нас уже ждет небольшое судно, специально оборудованное для подводных погружений. Заснеженный причал, обледеневшая рубка, мачта и железная палуба корабля на фоне черной глади залива — не самый веселый и оптимистический пейзаж, особенно для тех, кто привык проводить отпуск на пляжах Египта или Мальдив. ))
Спускаемся в трюм, здесь в просторной, теплой кают-компании готовимся к погружению — проверяем экипировку, одеваем теплые комбинезоны и сухие костюмы. Все надо тщательно проверить и подогнать, так как в воде это будет сделать намного сложнее.
Зимние погружения отличаются от летних тем, что возникают дополнительные сложности, начиная от обычного передвижения по обледеневшей палубе и заканчивая проблемами с оборудованием. Замерзшие вторые ступени регуляторов и клапана инфляторов, негнущиеся стропы и прочие прелести вносят определенный колорит в процесс дайвинга. А награда за это — незабываемые впечатления от увиденного над и под водой. Уходящие в бездну отвесные скалистые стенки с мягкими кораллами — актиниями, причудливые водоросли -ламинарии, в зарослях которых поджидают добычу огромные крабы. Медленно шевеля клешнями, размером с человеческую руку они, сами того не ожидая, становятся нашей добычей. Песчаные отмели, усеянные гребешком. Вот за этими деликатесами мы и приехали за тысячи километров практически на край света. Здорово!
Заканчивается наше путешествие на север России. Позади Мурманск со спящими у причалов в туманной дымке большими кораблями, позади Мончегорск с дымящими трубами ГОКа , позади Апатиты и Кандалакша, позади поворот на маленький поселок воинской части со сказочным названием Лапландия (видимо, у военных тоже есть чувство юмора), позади стелла «Полярный круг».
Заснеженная трасса Е-105 ведет нас на юг, туда где мало снега, много машин, суеты и грязи на дорогах, где жизнь войдет в привычное русло с ежедневными проблемами и обязательствами, где дни пролетают так же быстро, как меняются цифры на одометре нашего автомобиля.
Переночевав в замечательном бревенчатом домике со всеми удобствами на окраине Медвежьегорска, утром выезжаем в направлении Вологды.
Недавно отремонтированная, почти идеальная пустынная трасса петляет по заснеженной карельской тайге через многочисленные реки и озера, пересекает знаменитый Беломорканал с его уникальной системой шлюзов. Изредка навстречу пролетают огромные лесовозы, оставляя за собой снежный вихрь.
Повенец, Пудож, Вытегра — небольшие карельские города и поселки с узкими улицами и старыми деревянными домами, украшенными резными наличниками и карнизами. Иногда по пути встречаются полузаброшенные деревни, состоящие из нескольких вросших в землю, серых бревенчатых домов с покосившимися заборами и хозяйственными пристройками. Люди покинули эти места и жизнь замерла. Только болота и густой лес без конца и края на сотни километров. Россия…
Через несколько часов впервые за прошедшую неделю увидели солнце — огромный оранжевый шар медленно всплывал прямо перед нами. Красота!