Едем в Магадан: БАМ
Байкало-Амурская Магистраль.
После Нового Уояна, небольшого поселка на берегу Верхней Ангары, дорога превратилась в что-то совсем неприличное.
Сначала километров сорок был сплошной песок, как в пустыне. Не самое лучше покрытие для езды на мотоцикле, потом пошли камни , ямы, разрушенные мосты и броды. Очень веселая дорога длиной 240 км. Переднее колесо приобрело квадратную форму, просто чудом не пробил его и не «разулся». Сплошная тайга и мошка.
Северомуйск. Когда-то приличный городок сейчас в плачевном состоянии, как и все поселки на БАМе, молодежь уезжает, работы нет, две улицы сгорели полностью после пожара. Грустно.
Когда стемнело до ближайшего поселка Токсимо оставалось 60 км. Два часа пути ночью по такой «дороге» было идти рискованно, поэтому решили встать га ночлег прямо в тайге на берегу озера. За день прошел 395 км стоя и на 2-3 передаче, ноги гудят!
Завтра будет тоже весело — после Токсимо переправа через реку Витим по знаменитому полуразрушенному мосту.
Эх, выдержала бы техника!
Токсимо — районный центр и довольно приличный город. По меркам БАМа, конечно. Остановились перекусить в кафе, я купил sim- карту Мегафон, так как МТС совсем плохо работает. Вообще, на БАМе со связью плохо. Да и кому она в тайге нужна?
К мосту вышли часа в четыре. Последние 20 километров до него тоже не дали скучать. Глубокие каменистые броды, огромные лужи глубиной до полуметра и сгнившие мосты. Одному так вообще очень весело ехать!
Мост через реку Витим, чтобы вы понимали, это такой местный аттракцион для сумасшедших любителей экстрима. Старый сгоревший железнодорожный мост представляет собой металлоконструкции, лежащие на опорах, а по ним набросаны шпалы и доски. Некоторые закреплены проволокой, многие просто сгнили и между ними образовались дыры до метра шириной. Ширина моста метра четыре, нет никаких ограждений. И длина его порядка шестисот метров, высота над водой, по ощущениям, около 12-15 м. Витим — очень глубокая полноводная река с сильным течением.
Если вы боитесь высоты, то даже простая прогулка по этому сооружению будет для вас шоком. В ютьюбе много видео о том, как люди проезжали по мосту на различных автомобилях. Некоторые тратили на это по несколько часов, продвигаясь буквально по сантиметрам. Добавляло адреналина то, что в мае этого года одна из несущих опор была снесена течением и два огромных пролета моста остались висеть, скрепленные между собой болтами. Опрос жителей ближайшего поселка в 60-ти километрах от моста не дал результатов. Одни говорили, что друг его знакомого на Камазе проезжал недавно, другие крутили пальцем у виска и смотрели на нас, как на придурков.
Мы приняли решение проехать по мосту.
Первая Тойота прошла этот путь за 45 минут. Двигались медленно, один человек шел впереди и руководил водителем, подкладывая в сложных местах металлический сэнд-трек. Затем была очередь мотоцикла. Но перед этим нужно было закрыть чем-то самые большие дыры по центру моста. Ремонт занял пару часов, использовали старые шпалы и пилили сосны.
Я понимал, что буду проезжать весь мост без остановки, и перед этим прошел по нему пешком туда-сюда несколько раз, запоминая маршрут.
-Вот здесь возьму правее, здесь гнилая шпала, тут — по доске, эту дыру с газом перепрыгну, — проговаривал я про себя. Цена ошибки здесь очень высока.
Так и вышло, проезд занял минуты полторы. Следующая Тойота прошла за 25 минут.
В этот день мы решили никуда больше не ехать, а отметить «взятие витимского моста» прямо здесь, накрыв стол на шпалах и открыв по этому случаю припасенную бутылку прекрасного односолодового скотча Ardbeg. Тем более, что его креазотистый аромат был как нельзя кстати!
Куанда.
Следующее серьезное проблемное место при движении по БАМу — река Куанда. Моста нет, только ж/д. Река широкая, есть брод, проходимый джипами только в сухую погоду. В остальное время или Урал или никак. Нам повезло, дождей нет давно, вода спала. Ребята прошли бродом, вода по фары.
Мотоцикл никак. Договорился с охраной ж/д моста и потихоньку проехал, места очень мало, еле протиснулся между шпалами и опорами.
Вечером были в Новой Чаре, поселок городского типа и ж/д станция. Есть три гостиницы, но мест нет. Ночевали в машине.
Репортаж с моста через реку Витим. Извиняюсь за плохое качество записи звука. Очень ветрено.
Чарские пески.
В нескольких километров от поселка Чара есть уникальное место — Чарские пески. Добраться до него непросто, вокруг тайга и болота, но можно договориться с местным водителем вездехода и за две тысячи рублей он привезет вас в настоящую пустыню.
Огромные дюны из желтого песка возвышаются над тайгой. Как они здесь оказались — загадка природы. А посреди пустыни — прекрасное озеро с прохладной водой.
От Новой Чары дорога идет все время вверх, забираясь в горы. Виды очень красивые, горные реки и озера, большие валуны. Один из них какие-то шутники раскрасили под череп. Дорога хорошая, гравийка со стиральной доской, но можно идти в среднем 60 км/ч. Это уже здорово!
За двадцать километров до ж/д станции Хани все опять стало на свои места — разрушенные мосты, броды и дорога из ям и камней. Заехали в поселок, центральная площадь- ж/д вокзал, два серых жилых дома и два магазина-вагончика, где есть все, что нужно обычному человеку в повседневной жизни — водка, пиво, сигареты, мыло, газировка, колбаса и прочий незатейливый ассортимент продуктов и вещей первой необходимости.
В двух километрах от Хани дорога упирается в одноименную реку. Воды немного, чуть больше полуметра, но для мотоцикла это критично, так как течение сильное и дно все усеяно большими валунами, поэтому опять пришлось перебираться на другой берег по железнодорожному мосту.
На ночевку остановились на берегу красивой реки.
Хани-Олёкма.
Утро встретили на берегу широкой реки Ус-Кюель. Огромные валуны и камни разбросаны по всему руслу.
Ширина реки около 100 метров, глубина до метра, течение сильное. Мне по ж/д мосту не пройти, не смогу въехать на высокую крутую насыпь из щебня. Иду вдоль берега, пока не понимая что делать дальше.
Под ж/д мостом вижу людей и два Камаза, один с манипулятором. Вот то что мне нужно!
— Здорово, мужики!
— Здорово.
— Не поможете мотоцикл перекинуть на другой берег?
— Да без проблем! Где он у тебя? Через полчаса я уже прощался с ребятами на противоположном берегу.
Оказались вахтовики из Благовещенска, меняют электроопоры на путях. От предложенных денег отказались. Этот день был для меня одним из самых сложных.
Так получилось, что весь маршрут от Хани до моста через Олекму я шел один. Несколько больших рек прошел по ж/д мостам — это еще тот экстрим! Сначала надо найти выезд на насыпь к самому пути, затем убедиться, что поезд не ппиближается.
Я это делал, иногда прикладывая ухо к рельсам. )) Затем медленно протискиваясь между шпалами и опорами, скребя правой рукояткой руля по перилам и защитой двигателя слева по шпалам, продвигаюсь по мосту. Это был очень непростой день.
Всего 140 км, но каждый из них пришлось выгрызать у БАМа, двигаясь по насыпи вплотную к рельсам и проносящимся составам, преодолевая бесконечные глубокие лужи и броды, пять ж/д мостов и даже в болото умудрился заехать. К вечеру, весь промокший и грязный, вышел к длинному мосту через непроходимую для любой техники реку Олёкма. Здесь же и встретил всех своих друзей-джиперов. Стирал одежду и принимал душ прямо в реке.
Вечером пошел дождь. Погода в этих краях имеет огромное значение для тех, кто в пути. За пару дождливых дней вода в реках может подняться так, что ни одна техника не пройдет.
Утром следующего дня мы все-таки оказались на противоположном берегу Олёкмы и сразу двинулись дальше. Заехали в одноименный поселок, пополнили запасы продовольствия и вперед — на Тынду, до которой осталось 375 км. Первая половина этого пути была ничем не лучше предыдущих дней — броды, мосты, камни…
Только лужи стали больше и глубже и километров пятьдесят пришлось ехать по щебеночной насыпи ж/д путей.
Прошел около десятка ж/д мостов, один из них, правда небольшой, еле успел проскочить -сзади уже приближался поезд. Вечером остановились на высоком берегу реки Лопчв с обалденным видом!
Тында.
Вот и закончился БАМ. Вернее, наш путь по нему длиной примерно 1700 км. А всего протяженность БАМа 3819 км. После Тынды он уходит дальше на юго-восток до тихоокеанского побережья и заканчивается в поселке Советская Гавань.
Это была самая сложная и длинная дорога, если её можно так назвать, по которой я когда-либо ездил. На тяжелом мотоцикле общим весом за 300 кг пройти все эти бесчисленные реки, броды и мосты для меня было не просто. Но безумно интересно! Это того стоило!
Тында, столица Байкало-Амурской Магистрали после всех этих Хани, Юктали и прочих Хандыг показалась Лас-Вегасом. Асфальт, светофоры, кафешки, магазины, гостиницы и настоящие АЗС!!! Остановились в той же гостишке, где до нас ночевали ребята. Наконец-то можно по-человечески помыться, постирать кучу грязных шмоток в стиральной машине. Пообедали в замечательном кафе «Узбечка», залил полный бак 95-го, закупили продукты, а вечером попали… на свадьбу! Сидели напротив молодоженов, как почетные гости! ))
С утра — посещение музея истории БАМа. Музей был закрыт, но специально для нас и еще одного дядечки из Австралии его открыли и провели шикарную экскурсию. Австралиец тоже оказался интересным мужиком, едет на поезде от Владивостока до Питера, по пути останавливается в различных городах, знакомится с Россией.
И мы продолжаем наше путешествие, теперь уже на север
Нерюнгри.
В двухстах километрах от Тынды есть небольшой городок с труднопроизносимым названием Нерюнгри. Вот вы что-нибудь знаете о нем? Вот и я ничего не знал, пока благодаря стечению обстоятельств, не оказался в этом городе с весьма оригинальным названием.
Из Тынды мы выехали после обеда, но сильный дождь и разбитый грейдер, перемежающийся участками асфальта не позволили уехать далеко. Прячась от ливня на АЗС, решили остановиться на ночлег в ближайшем городе, коим и оказался Нерюнгри.
Переночевав в съемной двухкомнатной квартире на четвертом этаже панельной пятиэтажки мы уже собирались ехать дальше, но неожиданно раздался звонок и незнакомы парень, представившийся Денисом, попросил нас не уезжать хотя бы ближайшие минут 15-20. На вопрос — откуда он знает мой номер телефона? — он рассказал, что вчера вечером увидел наш автомобиль с геокэмпером и надписью «Едем в Магадан!» После чего позвонил на предприятие Arctic Trucks и через руководство м менеджмент узнал номер моего телефона.
Денис оказался удивительно креативным человеком, у него уже был план нашего пребывания в Нерюнгри и ему хватило 15 минут, чтобы убедить нас в необходимости его реализации.
А план оказался шикарным! Угольный разрез и огромные БелАзы, горячие источники в тайге и посещение частного музея, где двухчасовую экскурсию с нами провел хозяин этой уникальной коллекции артефактов, по совместительству депутат Якутии, Александр Кошуков.
Чего только нет у него в коллекции — череп мамонта, оружие и предметы быта скифов, какие-то клады времен Ивана Грозного и оружие первой мировой войны…
А закончился день прекрасным банкетом с шашлыком и самогоном в одном из гаражных боксов в кругу путешественников-экстремалов и просто интереснейших людей!
Нерюнгри — самый крутой город в мире! )))
Федеральная трасса «Лена».
Холодная струйка воды медленно стекала по спине между лопаток. Ливень усилился и перешел в град. Сильные боковые порывы ветра пытались сбросить мотоцикл с дороги. Ничего не видно на расстоянии десяти метров, только сплошная стена из воды. Замечательный дорогущий костюм BMW Enduro Guard не выдержал этого водопада и протек почти насквозь. «Если сейчас еще и асфальт закончится, то будет совсем весело!» — промелькнула мысль. Через пять минут асфальт внезапно оборвался и мотоцикл, разбрызгивая коричневую жижу, поплыл по грейдеру.
Трасса Лена от Тынды до Якутска очень переменчива. Хороший асфальт может неожиданно перейти в разбитую гравийку с тонким слоем глины.
Проехав еще 30 км, я понял, что надо где-то искать место для стоянки, так как промокшему насквозь при температуре окружающей среды около десяти градусов далеко не уехать. К счастью, скоро на пути оказалась деревушка с придорожным кафе, в котором я и дождался Олега. Здесь же и заночевали.
Утро встретило солнечной погодой. Навигатор показывал до Якутска 280 км. Я надел мокрый шлем и перчатки (в дороге высохнут) напялил на ноги сырые мотоботы ( тут уж вряд ли) и мой гусь полетел по подсохшему грейдеру, поднимая за собой коричневую пыль.
Примерно через час справа от дороги боковым зрением увидел маленький чум и человека рядом.
Притормозил, развернулся и подъехал к нему. Оказалось, не зря!
Видео
Часть 2.1 - Байкало-Амурская Магистраль
Часть 2.2 - Байкало-Амурская Магистраль