Выбрать язык
Меню
27.06.2019 2019 Европа

Мототур по Европе 12 000 км. Июнь 2019 г.

Европа встретила холодом и ливнем. Еще на подъезде к Бресту тучи заволокли небо и засверкали молнии. Границу проходил под проливным дождем. Поляки долго мурыжили с пропуском, поэтому до Варшавы в первый день путешествия не дотянул полторы сотни километров.

О чем не пожалел, потому что отель с автомобильным названием Паджеро в небольшом городке Бела Подляска оказался очень уютным и шикарным!
На следующий день, немного поплутав по Варшавским пробкам, я по прекрасной автомагистрали за семь часов долетел до Берлина.

Столица Германии удивила и поразила! В Берлине я не был лет 15 и запомнил его, как очень комфортный, чистый город. Сейчас от того прекрасного мегаполиса почти ничего не осталось. Прогулявшись по центральным улицам, я пришел в уныние от того, что видел на каждом шагу. Грязь, мусор, невероятное количество бомжей и попрошаек, перерытые улицы, размалеванные стены и огромное количество лиц явно не немецкой национальности — вот какой стала столица Германии.

Жаль, что вслед за Лондоном и Парижем, Берлин так же медленно но верно превращается в помойку.

Завтра должен добраться еще до одной столицы, самого веселого города Европы — Амстердама.

Передвигаться по немецким автобанам на мотоцикле или автомобиле одно удовольствие! Крейсерская скорость — 180 км/час. И при этом еще приходится уступать дорогу догоняющим сзади BMW, AUDI и прочим Мерседесам.

Один недостаток — на такой скорости гусь бензин пьет, как верблюд в пустыне. 7,5 л на 100 км. А бензин, чем дальше на запад, тем дороже. В Голландии литр 95-го уже 1,8 евро! Давно я не заправлял бак мотоцикла на 3700 рублей! От Берлина до Амстердама меньше 700 км, шесть часов езды со всеми заправками, обедом и перекурами. Но лететь все время по автобану не интересно, тем более, когда слева и справа открываются шикарные виды на идеальные поля, леса и сказочные деревушки с ветряными мельницами!

Амстердам — необычный город. Город каналов, велосипедов, марихуаны, музеев, удивительной архитектуры и прекрасного настроения!

Его не спутаешь с другими европейскими мегаполисами. В него влюбляешься с первого взгляда и он притягивает своей свободой и раскрепощенностью.

Здесь каждый найдет для себя то, что ему по душе. Вы можете просто гулять по улицам, наполненным разношерстной толпой туристов всех рас и национальностей, можете путешествовать на лодке по многочисленным каналам, наслаждаясь необычной архитектурой домов, стоящих прямо на воде, можете прилечь на газон и немного отдохнуть после посещения одного из многочисленных ресторанчиков или кафе-шопов, можете взять напрокат велосипед и колесить по городу в любом направлении.

Вообще, Амстердам — это город для пешеходов и велосипедистов, они здесь главные, а не железные коробки, оккупировавшие большую часть крупных европейских городов, я уже не говорю про Москву, Питер или Сочи. И это здорово!

А вы знаете, что Голландия или, по другому, Нидерланды — это королевство? Настоящее королевство со своим королем и всеми прочими атрибутами монархии. Хотя и конституционной, но все же!

Помните как в старой сказке про Золушку неподражаемая Фаина Раневская воскликнула: «Жаль, королевство маловато. Разгуляться негде!» Но к Голландии это точно не относится.

Да, по площади это очень маленькое государство, сравнимое с Московской областью. Но по развитию экономики, инфраструктуры и уровню жизни и ВВП на душу населения входит в первую десятку. Вобщем, нам есть над чем работать и к чему стремиться!

Сегодня у меня было небольшое путешествие по этой сказочной стране. По совету друзей проложил путь красивыми дорожками через небольшие города и деревни от Амстердама до Роттердама.

За день много не посмотришь, но если есть сапоги-скороходы или мотоцикл BMW, то можно постараться! В нескольких фотографиях и видео попробую передать то, что увидел.

Великобритания встретила не очень дружелюбно. На погранконтроле, увидев мой паспорт, народ начал суетиться. Сначала задавали много вопросов — куда еду, цель визита, маршрут, где работаю, что с собой везу и т.д. Потом отправили в отдельное помещение -ангар и за пол-часа пять человек проверили все, что смогли, разве что мотоцикл не разобрали. Вещи осматривали очень тщательно, самая большая проблема возникла, когда добрались до аптечки. — Это что за таблетки? Где описание? Какой состав? Где рецепт?

С моим английским рассуждать на медицинские темы было ну очень сложно. Особенно, когда я сам забыл, что это за таблетки и ампулы. В итоге все содержимое отправили на экспертизу.
Так что имейте ввиду, не надо с собой в Англию подозрительные предметы брать.
Проехал сегодня 420 км от порта Халл до Эдинбурга, где встретился с моими Эдинбургскими друзьями у которых и остался на ночь.

Софья и ее муж — Ник устроили шикарный ужин и прогулку на велосипедах по прекрасному парку, расположенному рядом с их замечательным загородным домом.
Завтра вместе отправляемся в путешествие по Шотландии.

Три дня в Шотландии.
Прекрасная страна для путешествий на мотоцикле!

Тысячи километров отличных дорог с шикарными видами и минимальным трафиком. На второй день окончательно привык к левостороннему движению и начал получать удовольствие от бесконечных спусков-подъемов-поворотов. Культура вождения здесь на высочайшем уровне, когда догоняешь автомобиль и едешь за ним некоторое время, водитель принимает влево и даже часто останавливается, чтобы пропустить вперед. В центральной части много чистеньких, уютных городков и деревушек, почти везде небольшие ресторанчики и кафешки, где можно перекусить. Типичный пейзаж вокруг — поля с сочной зеленой травой, огороженные невысокими каменными заборчиками, барашки, коровки, лошадки… Тишина и умиротворение.

За эти три дня благодаря моим сумасшедшим друзьям из Эдинбурга, Софье и ее мужу Нику, сопровождавшим нас на своем замечательном Porsche, удалось проехать около тысячи километров по стране и это был не обычный тур по музеям и замкам, это было настоящее приключение с лазанием по отвесным скалам, молитвой в самом большом буддистском монастыре в Европе, гонками по серпантинам и получасовым разбирательством с полицией.

Путешествие продолжается! В данный момент огромный паром везет меня и еще несколько сотен мотоциклистов на остров Мэн, небольшой, но очень интересный островок между Англией и Ирландией.

Остров Мэн.
Ровно посредине пути между Англией и Ирландией в Ирландском море есть очень интересный остров. Интересен он как своей историей, так и современным состоянием.
Остров небольшой, по периметру его можно неспеша объехать часа за два.

 

Ландшафт напоминает Шотландию или провинциальную Англию. Зеленые луга с пасущимися барашками, практически идеальные дороги, местность холмистая. На острове нет нищих, бомжей, беженцев и даже черных я не видел. Дома в городах и поселках, в основном, двухэтажные с небольшим ухоженным садиком и гаражом на одну-две машины. Невысокий каменный забор с зеленой изгородью. Все очень чисто и ухожено. И тихо.

Остров Мэн имеет особый экономический и политический статус, хотя и принадлежит британской короне.
Это европейская и мировая оффшорная зона. И многие очень состоятельные люди открывают или переводят сюда свои компании и финансы. А большие деньги, как известно, любят тишину.

Но один раз в году, в конце мая — начале июня, эта тишина взрывается ревом тысячей моторов. Огромные паромы везут сюда несметное количество людей и мотоциклов. Они, как саранча, заполняют улицы, переулки, строят палаточные города, а по вечерам выпивают тонны пива и съедают несметное количество хот-догов, картошки-фри и прочего фаст-фуда. А вот зачем они съезжаются на этот маленький остров я расскажу чуть позже.

Мотогонка Isle of Man TT проводится ежегодно на острове Мэн в конце мая — начале июня, начиная с 1907 года.
Знаменита она тем, что проходит не на специальном треке, а на обычной трассе, которую перекрывают перед началом очередного старта. Маршрут длиной 60 км. 740 м. закольцован и пролегает через города и поселки в северной части острова. За все время проведения гонки с начала прошлого века погибло 268 гонщиков. Поэтому она считается самой опасной в мире.

Мне посчастливилось побывать на этом празднике мотоспорта и даже проехать по легендарной трассе.
Вне зачета, так сказать. ))
Маршрут интересный и реально опасный! Очень много пологих и крутых поворотов, прямых скоростных участков, на которых пилоты развивают скорость более 300 км/ч!

Каждый из таких поворотов и отдельные участки трассы имеют свои названия и обозначены специальными знаками, стоящими на обочине. Холмистый рельеф местности вносит свою специфику и если не рассчитать скорость, можно пролететь в воздухе несколько метров не касаясь асфальта.
Интересна даже не сама гонка, когда мимо тебя проносится за доли секунды очередной гонщик, а сама атмосфера вокруг нее. Где бы вы не оказались на этом острове — все напоминает о ней. На улицах мотоциклетные пробки, из динамиков в стиле «ретро», висящих на каждом столбе, ведутся прямые репортажи и интервью с участниками гонки, магазины и палатки заполнены всевозможной рекламной продукцией, газеты, журналы, флаги, транспаранты, всё только об Isle of Man!

Интересный и курьезный случай произошел со мной, когда я вечером возвращался по этой трассе с крайней точки на севере острова.
Мне нужно было успеть на паром, поэтому я ехал довольно быстро. Конечно, не так как участники этого ралли, но все же. )) Смотрю в зеркало — сзади догоняет полиция с мигалкой. Я притормозил, они обгоняют и на все заднее стекло их автомобиля загорается бегущая строка — Follow me! Вот же черт побери!!! Опять не повезло. Медленно ехал за ними до участка. Там начали мозг выносить, почему скорость превышаю? Я им — на паром опаздываю! Они — типа это не имеет значения, надо по правилам ездить. Но штрафовать не стали. Так отпустили под честное слово, что не буду нарушать. Жаль, конечно, что не дали установить новый рекорд трассы. ))
На паром еле успел!

Ирландия.
Есть такой остров в Атлантическом океане на котором разместились полтора государства.
В порт города Белфаста, столицу Северной Ирландии, паром из Дугласа прибыл в половине третьего ночи. Спустившись на нижнюю палубу, долго искал свой мотоцикл среди нескольких сотен собратьев, возвращающихся с острова Мэн.

 

Отвязал веревку, которой заботливые служащие этого судна привязали моего коня к металлическим перилам и через 15 минут выехал из задымленного выхлопными газами железного чрева многоэтажного монстра на свободу. Ночь. Холодно и дождливо. Хорошо, что отель недалеко от порта, скорее бы в теплый номер, душ и спать.
Белфаст.
Для меня название этого города всегда ассоциировалось с вечной войной между католиками и протестантами, терроризмом, взрывами, баррикадами и прочими кровавыми событиями. Еще в советские времена в программе «Время» периодически показывали репортажи с улиц Белфаста, где солдаты Её Королевского Величества безжалостно стреляли в безоружных детей. Отчасти все так и было, за время конфликта, длящегося почти на протяжении всего прошлого века и имеющего тысячелетнюю историю, погибло несколько тысяч гражданских и военных, была возведена стена, разделяющая кварталы с компактным проживанием католиков и протестантов. Как это стало возможным в цивилизованной европейской стране? Вопрос без ответа.

Прогуливаясь по центральным улицам Белфаста, мне трудно было поверить, что в этом современном, чистом и красивом городе могли происходить такие страшные события. Город реально интересный — высокие современные здания из стекла и бетона гармонично сочетаются с историческими строениями и храмами. Много памятников, один из них запомнился больше всего — мемориальный комплекс, посвященный погибшим на Титанике. Все имена и фамилии выбиты на граните. Кстати, этот корабль был построен и отправился в свое первое и последнее путешествие именно из Белфаста.

Ну, а мое путешествие, надеюсь, будет не таким коротким, как у легендарного Титаника. Еду на западное побережье Ирландии.

— Я не могу принять у вас эти деньги — девушка-кассир посмотрела на меня удивленным взглядом.
— Почему? — в свою очередь удивился я.
— Это фунты. Английские фунты.
— Да, я вижу. А что не так?
— Мы принимаем наличные евро или вы можете рассчитаться кредитной картой. — улыбаясь ответила она.
И тут до меня дошло, что я уже в другой стране. Странно, я где-то пересек границу между Северной Ирландией, являющейся частью Великобритании, и Ирландией, но не заметил где и когда. То есть я покинул территорию Англии и прибыл в Шенгенскую зону, но отметки в паспорте у меня нет.

Очень странно, однако… В небольшой портовый городок Голуэй на западном побережье я приехал в конце дня, проехав около 400 км кривыми проселочными дорожками с запада на восток через всю страну. По дороге пару раз попал в сильный дождь, но это обычное явление для этих мест. Необычно, когда солнце и тепло, плюс 18, например. На следующий день мой путь пролегал по Wild Atlantic Way — красивой дороге вдоль Атлантического побережья. Правда, она оказалась совсем не Wild , а даже наоборот, очень даже Safe. Туристический маршрут, все очень тщательно размечено, куда свернуть, где точки для фото и прочие View Point. Ходить только по дорожкам, за ограждение не перелазить, не сорить, не курить… Дорога узкая, однополосная, с каменным ограждением вдоль всего маршрута. Проехал несколько десятков километров, пока нашел дырку в заборе, чтобы подъехать к морю и скалам. Да, это вам не Колымская трасса! ))

По пути заскочил на часок в деревню Adare, недалеко от города Limerick. Прикольная такая деревушка с полями для гольфа, домами с соломенной крышей, цветами и подстриженными газонами. Все чистенько и аккуратно, как в сказке. На обратном пути снова попал в жуткий ливень, температура упала до 10 градусов, поэтому до Дублина ехал по автомагистрали, нарушая все ограничения скоростного режима. Хорошо, что взял с собой жилетку с электроподогревом, она не раз пригодилась. А обогрев рукояток я последнюю неделю вообще не выключал.

Прогулка по вечернему пятничному Дублину оставила массу впечатлений. Центральные узкие улицы с пабами и прочими увеселительными заведениями были заполнены разношерстной толпой не совсем, а иногда и совсем нетрезвых ирландцев.

Я остановился у входа в одну из таких пивнушек с колоритным фасадом и громкой музыкой, доносящейся изнутри. Высокий парень с разрисованным краской лицом и дыркой в ухе, стоя у входа и держась за ручку двери, посмотрел на меня отсутствующим взглядом, поднял свободную руку и что-то промычал, помогая себе жестом. Видимо, на ирландском, так как я ничего не понял. Да и пол-ведра пива, которые он в себя залил в этот вечер, наверняка не давали ему сосредоточиться. Я махнул ему в ответ и зашел внутрь.

Шум, гвалт, громкая музыка, снующие туда-сюда официанты с бокалами пива и едой — все говорило о том, что я зашел удачно. Отловив одну из девушек, объяснил, что хотел бы куда-нибудь приземлиться и она отвела меня в самый темный угол, где я прекрасно устроился и сразу заказал бокал светлого Гинесса. Через пол-часа я уже был на одной волне с посетителями этого прекрасного заведения и, как мне показалось, начал немного понимать ирландскую речь.

Так как мой отель располагался прямо у реки, то найти его после такого замечательного вечера было не сложно.
Утренний променад по просыпающемуся после бурной ночи Дублину только укрепил меня во мнении, что в этом городе можно очень даже неплохо провести выходные. Не так, как в Амстердаме, конечно, но тоже вполне достойно!

Дождь барабанил по подоконнику всю ночь. Утром, проснувшись в маленьком отельчике австрийского города Брегенц, который расположился на берегу Боденского озера, я, первым делом, выглянул в окно. Из тёмного неба, словно из гигантского душа, текли струи холодной воды.

Позавтракав, одел дождевик и решил все-таки прогуляться по городу. На озере шторм, волны с грохотом разбивались о гранитную набережную, ветер срывал кепку с головы. Холодно. Мокро. Неуютно. Ехать на мотоцикле в такую погоду совсем не хотелось, тем более в горы, вершин которых за туманом и облаками не было видно совсем. Но так как надежды на улучшение погоды были призрачные, собрав вещи, я в …цатый раз залез в дождевик и выехал в направлении Инсбрука.

В Москве жара, а здесь потоп, «катастрофа», как ответил мне парень на заправке по поводу стоящей уже не первую неделю погоды на севере Европы. Через сотню километров я въехал в очередной тоннель, правда он оказался очень длинным, думаю не менее 15 км, видимо, был проложен сквозь горный хребет. Выехав из него, я от неожиданности зажмурился. Солнце на почти безоблачном небе сияло, как огромный прожектор. Через 10 минут я остановился, чтобы снять просохший дождевик и посмотрел на приборную панель. 26 градусов! Невероятно!

Но в этот день мне еще пришлось немного померзнуть. Самая красивая дорога Австрии Grossglockner High Alpine Road, проходящая по склонам национального парка и ведущая через перевал на высоте 2500 м. где почти до середины лета лежит снег, была великолепна. Длина этой шикарной трассы 47 км, она платная, за проезд на мотоцикле я отдал 26 евро. Но оно того стоит! Эти полсотни километров я ехал два часа. И не потому что там сложно, нет. Просто очень много мест, откуда открываются невероятно красочные виды, так что постоянно приходилось останавливаться для фото и просто полюбоваться окружающей красотой.

Дорога была практически пустая. За все время я встретил три-четыре автомобиля и все. Если будете путешествовать по Австрии на машине или мотоцикле, постарайтесь проехать по этому пути. Вот его координаты. Начало — 47.226816, 12.826528, Конец — 47.039888, 12.843464
Не пожалеете!

Австрия — Словения — Италия- Словения.
Бог услышал мои молитвы, но немного перестарался.
К полудню цифры на приборной панели мотоцикла доползли до отметки 32. Жара! А вчера на перевале было 6 градусов и штормовой ветер. Вот такой контраст выдает погода.
А еще я сегодня проехал по территории трех стран, причем в одну из них заезжал дважды!

А все началось с того, что по совету друзей я решил свернуть с прямого маршрута и проехать по самой красивой дороге Словении, ведущей через перевал Vršič. Крюк получился на полторы сотни км, но это того стоило! Перевал не очень высокий, всего 1611 м. Но на нем 50 «шпилек», то есть крутых поворотов на 180 градусов и он реально завораживает своими видами на огромные, серые скалы, пропасти и кристально чистую реку, берущую начало с заснеженных вершин этих исполинов.

 

После перевала я выставил на навигаторе самый быстрый маршрут до Любляны, столицы Словении, где планировал переночевать. Мой «сусанин» показал расстояние 150 км и прочертил извилистую лиловую линию на экране. Но в итоге «самый быстрый маршрут» оказался не таким уж и быстрым. Снова горные серпантины, подъемы и спуски, потом, неожиданно появилась голубая табличка с надписью ITALIA, вся облепленная стикерами. Еду по Италии, поселки, деревни, вывески, реклама -все на итальянском. И снова голубая табличка SLOVENIA, хорошо, что границы как таковой нету, а то бы я до ночи кружил по этим замечательным странам!

И еще одна неожиданная встреча была на границе Австрии и Словении, проходящей по вершине перевала Wurzenpab. Советский танк Т-34. Просто танк. Стоит перед противотанковыми ежами и ствол направлен в сторону Австрии. Никаких табличек с описанием я не нашел.

К Любляне подъехал в девять вечера. Всего 450 км, но по горным дорогам с тысячей пройденных поворотов, это не так уж и мало.

— А знаешь с кем это я на фотографии? С отцом Меланьи Трамп! Мы с ним друзья, он здесь недалеко живет. — сказал мне Мартин, хозяин небольшого уютного отеля в пригороде Любляны, показывая фото на стене. Когда я зашел в отель, забронированный при помощи Booking пол-часа назад, то первым делом обратил внимание на стены холла, увешанные десятками фотографий, на которых были запечатлены сотни улыбающихся красивых девушек в бикини. Приглядевшись, я понял, что все они — участницы конкурсов красоты «Мисс Словения» и «Мисс Любляна». И почти на каждом из этих фото я видел счастливого мужчину, обнимающего за талию одну или две красавицы. Конечно же это был Мартин. Но фотографию в обнимку с Меланьей я не нашел. Наверное, в сейфе лежит, подумал я.
— А пойдем я тебе еще покажу одну вещь — сказал он и, открыв маленьким ключиком дверцу шкафчика, достал оттуда аккуратно сложенный настоящий флаг России с бахромой, кистями и древком.
— Это мне адмирал из России подарил. Друг Путина — с гордостью добавил Мартин. — Сейчас будем вместе делать фото, пойдем к твоему мотоциклу.

— Лучше бы в обнимку с победительницей конкурса «Мисс Словения» — подумал я, — но чего уж, с флагом тоже подойдет! Попрощавшись с гостеприимным хозяином отеля Крона, я поехал в одно из самых красивых мест Словении — Бледский замок на берегу одноименного озера в 50 км от столицы Словении. Сам замок находится на вершине 150-ти метровой скалы и с его стен открывается шикарный вид на озеро.

Внутри замка ничего интересного вы не найдете, просачиваясь сквозь толпы китайских туристов, которых подвозят сюда тыщами на огромных автобусах, но выпить чашечку кофе, сидя за столиком на берегу этого прекрасного озера, стоит.

Хорватия.
Как вы думаете, возможно такое?
Вы договариваетесь с гидом об экскурсии по городу, он встречает вас на шикарном BMW X6, три часа показывает все достопримечательности, сопровождая это интереснейшим рассказом, потом приглашает в прекрасный ресторан, оплачивает ваш обед с бутылкой замечательного белого вина, покупает вам сувениры, отвозит в отель и не берет с вас за все это ни копейки?

Да, именно так прошел мой день в столице Хорватии — Загребе. Правда, есть один нюанс, гидом в этот раз был мой однокашник — Костя Дарманьян, уже порядка двадцати лет проживающий и работающий здесь.
Может, потому что гид с огромным энтузиазмом провел экскурсию или вино было обалденное, но Загреб мне понравился. Интересная архитектура центра города, с величественными зданиями, немного напоминают Вену. Парки, рестораны, многочисленные кафе заполнены молодежью. Еще вчера, когда я въехал в Словению, заметил, что на улицах стало много симпатичных девушек!

Из Загреба я выехал на следующий день в сторону моря. Какие же в Хорватии шикарные автобаны! Это просто песня! Ограничение скорости 130 км/ч, но ехать можно гораздо быстрее. До Задара, древнего портового города на Адриатическом море в 300 км. от столицы, я долетел за два с половиной часа. До Сплита, еще одного известного туристического центра за час пятнадцать.
Очень интересные городки, в чем то похожие. Гранитные набережные у причалов которых пришвартованы десятки белоснежных яхт, старый город с крепостной стеной, колокольней и узкими улочками, по которым потоком бродят туристы. Бары, летние кафе, сувенирные магазины — везде толпы отдыхающих. Жара — 36 градусов. Третья бутылка воды и вторая — пива не спасают. Термобелье мокрое и липкое, я уже с грустью вспоминаю Ирландию и Шотландию с их прохладой и ежедневными дождями.

В Дубровник не поехал и, посмотрев в навигатор, решил рвануть до Сараево, столицу Боснии и Герцеговины. Всего-то 300 км, за 2,5-3 часа доеду — опрометчиво подумал я. На границе Хорватии и Боснии автобан закончился. Об этом я не подумал. И еще я не предполагал, что мне предстоит ехать ночью узенькой однополосной дорогой по горным серпантинам, перевалам и неосвещенным тоннелям около 150 км.
К отелю в центре Сараево я дополз в половине первого ночи.

Босния и Герцеговина.
Одно из беднейших государств Европы и это сразу заметно, как только пересекаешь границу
. Дороги, дома, машины — все не очень новое, мягко говоря. Но люди приветливые, остановился в какой-то деревне, два пожилых мужика сидят, курят. Решил расспросить, какой дорогой лучше ехать. Предложили сигарету, спросили откуда. Язык чем-то похож на наш, но очень отдаленно. Мы, говорят, в школе еще русский учили, но давно это было. Но при желании понять можно, опыт у меня есть, я с монголами беседы вел по пол-часа, там по сложнее было! ))

Сараево, столица БиГ, город небольшой, население около 300 тысяч, вытянулся в ущелье вдоль худосочной речушки Миляцка, основан в 13 веке и почти 500 лет входил в состав Османской империи. Еще недавно это был мультикультурный город, в котором мирно существовали мусульмане, католики и православные. Евреи были полностью уничтожены еще во время второй мировой войны.

Но в 1992 здесь начали происходить страшные события, вспыхнула гражданская война на религиозной почве, город около трех лет находился в осаде, погибли тысячи военных и гражданских. Потом были введены войска ООН, обвинившей сербов в геноциде мусульман, бомбардировки Белграда ВВС НАТО и еще много трагических событий. В итоге православные сербы вынуждены были покинуть город и сейчас Сараево можно считать полностью мусульманским. Много мечетей и женщин в хиджабах. Такое впечатление, что хожу по какому-нибудь турецкому городу. Туристов тоже много, особенно на центральной улице, которая выглядит более-менее прилично по сравнению с соседними.
Зашел в большой католический храм в центре, он в прекрасном состоянии, все чисто и очень красиво. Кроме меня там была одна монашка, занимающаяся своими делами. Рядом с церковью — выставка о геноциде в Сребрянице, когда были убиты около восьми тысяч босняков-мусульман. Фотографии, видеофильмы, рассказы очевидцев… Война, особенно на религиозной почве, это страшная вещь, превращающая людей в обезумевших животных.

И Сараево полностью пережил это совсем недавно. Кстати, напомню, что началом Первой мировой войны послужило событие, произошедшее именно здесь 28 июня 1914 года, когда был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд со своей женой.Вот такой интересный город с очень непростой и трагической судьбой есть в центре Европы.

Дрвенград.
Есть одно необычное место на границе между Сербией и Боснией и Герцеговиной, у которого несколько названий.
Дрвенград, Кюстендорф, Мокра Гора — это деревня, построенная сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Воплощение его мечты об идеальном поселении, где нет вражды, ненависти и все люди живут счастливо в мире и любви.

Деревня получилась очень интересная и оригинальная. Дома все деревянные, они были разобраны и привезены сюда из разных концов Сербии. Улицы в деревне мощеные камнем или деревом, у них интересные названия в честь людей, которых Кустурица считал значимыми в его понимании. В основном это великие режиссеры и артисты. В деревне можно пожить немного. Здесь есть настоящие ресторан, храм, магазины и ненастоящая тюрьма, в которой два заключенных — Джордж Буш, бывший президент США и Хавьер Солана, Генеральный секретарь НАТО, во время которых эта организация бомбила Югославию.

В деревне часто проводятся различные культурные мероприятия и сам Кустурица, хотя и не живет здесь постоянно, во всяком случае, я его не застал.
Деревня служила декорациями к его фильму «Жизнь как чудо», который, к сожалению, не смотрел.

Переднее колесо мотоцикла уперлось в стену из снега высотой два метра. Дорога закончилась. До тоннеля, проложенного через горный хребет осталось каких-то 25 метров, преодолеть которые не представлялось возможным.

Трансфэгэрашан — самая красивая дорога Европы по версии Британского издания Top Gear. Я давно хотел по ней проехать. После норвежской «Лестницы троллей» и перевала Стельвио в Альпах для меня это была третья дорога мечты. Проблема в том, что Трансфэгэрашан открыт всего пару месяцев в году, в июле-августе. Остальное время года здесь лежит снег. Много снега.

Отъехав 33 км на запад от города Фэгэраш, мы свернули в сторону одноименного горного массива, являющегося частью румынских Карпат, через который и была проложена эта дорога в 70-е годы прошлого века.
Через несколько километров начинается серпантин. Цифры высоты на навигаторе быстро увеличиваются, а температура падает. 300-500-800 метров, асфальт хорошего качества, пока еще сухой, поэтому повороты-шпильки проходим с максимальным углом наклона мотоцикла. Пейзаж пока неинтересный, просто лес с обеих сторон. На высоте 1240 м. перед небольшим тоннелем стоят бетонные блоки, перегораживающие дорогу, знак «въезд запрещен» и соответствующие надписи на щитах. Дорога закрыта. Но разве нас могут остановить заборы и, тем более, запрещающие знаки?


После 1500 м растительность постепенно пропадает и открываются шикарные виды на ущелье и равнину. Вертикальные скалы, с которых попадали на асфальт большие камни и мелкий щебень, заснеженные вершины хребта вверху и буйство зелени внизу, многочисленные водопады — пейзаж, конечно, впечатляет! На высоте 1700 м. появился снег. Небольшие сугробы по бокам трассы ближе к 2000 м превратились в огромные, несколько метров высотой снежные стены, а на 2040 м переднее колесо моего мотоцикла уткнулось в одну из них, перекрывшую въезд в тоннель, ведущий на противоположную сторону перевала.

Жаль… Но мы достигли вершины, прошли половину трассы, а вторая половина пусть останется непройденной. Как не до конца сбывшаяся мечта, говорящая о том, что надо будет вернуться.
В этот день у меня был замечательный проводник, Олег Негара, с которым мы познакомились, где бы вы думали? На мосту через реку Витим на БАМе! Ночью. Он с друзьями на джипах приехал из Румынии через всю Россию на БАМ! В этот день у нас по плану было еще посещение знаменитого замка графа Дракулы, самого известного и кровожадного вампира всех времен и народов!

На самом деле, это вымышленный персонаж, а его прообраз, граф Влад ||| Цепеш, правивший этими землями в 15 веке, действительно отличался суровым нравом и много людей нашли свою смерть, будучи посаженными на кол или умершие во время пыток в страшных приспособлениях, изготовленных специально для этих кровавых злодеяний.

В этот день мы с Олегом намотали 400 км по очень разным горным дорогам центральной Румынии, а день закончился у него в беседке с шашлыком и бутылкой прекрасного вина, привезенного им недавно со своей родины — Молдовы.

Служащий погранконтроля на Словацко-Украинской границе, получив из моих рук краснокожую паспортину, удивленно поднял глаза.
— Не помню, когда последний раз здесь русские на мотоциклах проезжали — сказал он. — Вы уверены, что вас там пропустят? — и посмотрел в сторону украинского КПП, находящегося в ста метрах от шлагбаума.
— Нет, не уверен. — улыбнувшись, ответил я. — Если что, вернусь обратно. Ок?
— Ну, тогда удачи — словацкий пограничник протянул мне паспорт с отметкой о выезде из Шенгенской зоны. Вся процедура заняла минут десять.
Проникнуть на территорию Незалежной оказалось гораздо сложнее и намного дольше. Так как у меня не было на руках документа, подтверждающего болезнь или смерть родственника, приглашения на официальные мероприятия и т.п., указывающих на уважительную причину моего желания пересечь границу, то вероятность того, что я все-таки просочусь через нее была катастрофически ничтожна.
Служащие погранперехода Малый Березный были удивлены еще больше, чем их коллеги со стороны Словакии, когда держали в руках мой паспорт. Звонки, согласования с вышестоящим начальством, беседы с представителями контрразведки и СБУ, опрос под запись на видеокамеру о цели визита, краткой биографии и наличия друзей и знакомых в ДНР и ЛНР, снятие отпечатков пальцев и проверка достаточного количества наличных денег на срок пребывания в Украине — все это заняло больше двух часов. И после томительного ожидания я получаю разрешение на пересечение территории Украины транзитом в течение трех суток! Супер! Мне больше и не надо для того, чтобы погулять по Львову и заехать к друзьям в Киев.

Кстати, все те люди, пограничники, офицеры и служащие таможни были очень корректны и доброжелательны. А офицер СБУ даже несколько раз извинился за доставленные неудобства. Ну и если бы не помощь одного знакомого замечательного человека, случайно оказавшейся в этот день на дежурстве, то мне точно пришлось бы вернуться обратно. Спасибо, Виктория!

Вечером приехал во Львов, разместился в современном новом отеле недалеко от центра за вполне разумные деньги -37 евро, включающих в себя очень приличный завтрак. Утром трехчасовая прогулка по Львову и в этот же день вечером я был в Киеве, где меня на берегу Днепра уже ждали друзья на катере с вином, закуской, водными лыжами и отличным настроением!

comments powered by HyperComments