Выбрать язык
Меню

Автопутешествие на край земли

Москва — Лиинахамари

Ставшее уже традиционным январское путешествие на южный берег Баренцева моря в этот раз получилось необычным. Чем дальше мы двигались на север, тем становилось теплее.
Первая ночевка на опушке леса в 100 км от Питера. Температура — плюс 6, (теплее чем в Крыму!), в салон автомобиля на свет залетели две ночные бабочки. Фантастика!

В этот раз решили проехать новым маршрутом по левому берегу Ладоги через Приозерск и Сортавала вдоль границы с Финляндией и заехать в разрекламированный природный парк Рускеала.
Какие впечатления? Самые, что ни на есть, положительные!

Сама трасса от Питера просто шикарная! Наверное, одна из самых красивых в России, да и в Европе таких не много. Это без преувеличения, можете не сомневаться.

Рускеала — это деревня, вблизи которой находится мраморный карьер, где больше полутора веков велась добыча мрамора, которым отделан Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, многие станции метро и прочие известные архитектурные сооружения страны.

Сейчас на месте карьера создан современнейший природный парк удивительной красоты с необычны ландшафтом. Обустроенные дорожки, петляющие между огромных сосен, ведут к чистейшему озеру, в зеркальной глади которого отражаются мраморные скалы.

После захода солнца все это великолепие подсвечивается разноцветными прожекторами и лес становится сказочным. Можно взять экскурсию в подземелье и побродить по штольням, затопленным выработкам и гротам.

А если у вас есть желание, снаряжение и соответствующий опыт, то можете изучить подводные лабиринты карьера с аквалангом.
Вобщем, место стоящее и очень интересное! Посетите — не пожалеете!

Лиинахамари

Небольшой обледеневший кораблик, тихонько поскрипывая, терся железным бортом о заснеженный причал.


10.30 утра. Только-только начало рассветать. На приборной панели моего Хайлюкса светятся желтые цифры -22. А вчера вечером было всего-лишь 12 градусов мороза! Да, не повезло с погодой, холодновато для погружений с аквалангом.


Над бухтой стоит густой туман, это испарения от поверхности моря, подернутой рябью. Море парит, словно огромный котел, в котором черти варят грешников. И через час мы должны в него погрузиться. Брррр…


Обычно Баренцево не замерзает, но сейчас в некоторых местах у берега появился лед, да и температура воды очень низкая — всего два градуса.

Собирать снаряжение на ледяной скользкой палубе корабля удовольствие не самое приятное. Все ремни задубели, карабины и краны не работают, пальцы примерзают к металлу и их приходится периодически отогревать дыханием. Хорошо, что таких любителей зимнего дайвинга на теплом Баренцевом море не так много и на корабле есть небольшая кают-компания, где можно переодеться в более-менее комфортных условиях.

Наш крейсер медленно отходит от причала и скрывается в тумане. Видимость не больше 20 метров, почти сразу берег пропадает из виду и мы идем в сплошном молоке. Сидим в полной готовности на палубе, мерзнем.

Скорее бы в воду, там теплее. На целых 25 градусов!
По сигналу капитана и, по-совместительству, хозяина дайвцентра DiverSea Алексея Ливанса, поочередно шагаем с борта судна в темную бездну. Стравливая воздух из BСD и сухого костюма, медленно ухожу вниз. Компьютер начал отсчитывать метры глубины — пять, десять, пятнадцать, двадцать…

Видимость под водой, на удивление, довольно хорошая и, включенный заранее фонарь, вобщем-то не особо нужен.


Через минуту после начала погружения чувствую как в правом боку медленно, капля за каплей, просачивается ледяная вода.

— Черт! Молния протекла. Вроде бы и перепроверил, когда экипировался, ан нет. ((
Подумав еще немного, решил продолжить погружение до тех пор, пока будет возможность терпеть холод.
Терпел 40 минут, пока не протек совсем, но когда вышел на поверхность, стало еще хуже. Лицо и маска покрылись инеем, пальцы рук онемели от холода.

Прошло минут десять, когда из тумана, словно летучий Голландец, материализовалась наша шхуна. Но эти 10 минут показались мне вечностью.

Лиинахамари — Nordcapp

Баренцево замерзло. Совсем. Ночью было минус 30. Наш окоченевший кораблик вмерз в лед и это значит дайвинга не будет. Подлёдные погружения в этот раз не планировали, поэтому решили прокатиться до еще одного интересного места.

Мы с Nord Capp — крайняя северная точка европейского континента, еще один край земли. До нее от Лиинахамари 625 км. На границе с Норвегией машину полностью проверили — весь багаж, все ниши и бардачки, даже под капотом что-то искали. На норвежском погранпереходе конфисковали некоторые продукты — йогурты, сгущенное молоко, ввоз которых запрещен. Но все были вежливы и корректны, работу выполняли быстро и в итоге на прохождение обеих границ ушло около часа.

И вот катим на запад по извилистым заснеженным норвежским дорогам, вьющимся по скалистым берегам фьордов и стрелой убегающих в тундру. Чем дальше, тем больше снега и меньше людей.

Только лисы и олени бродят вдоль трассы, иногда выходя на нее. Автомобилей и людей они не боятся, поэтому особо не расслабишься — серый олень в сумерках очень плохо виден. Полярный день короткий, ночь наступает после обеда и, к сожалению, основное время в пути проходит в темноте.


В Киркенес, небольшой портовый город в 10 км от границы, приехали засветло. Особо здесь смотреть нечего, маленький городок с населением три с половиной тысячи человек, портом, памятником советскому воину-освободителю и музеем.

Дороги в северной части Норвегии хорошего качества, но есть одно отличие от наших. Их не поливают реагентами и не засыпают песком. Просто чистят техникой. В городах и за городом. Поэтому автомобили все чистые и дорога представляет собой укатанное снежное покрытие по которому можно ехать со скоростью 90-110 км/ч. С одной стороны это хорошо, но с другой…

Примерно в 100 км от конечной цели нашего путешествия температура поднялась до +2 и пошел дождь. Падая на укатанное снежное покрытие трассы, он вскоре превратил её в настоящий каток. Автомобиль практически стал неуправляемым и когда я остановился и вышел из кабины, то еле удержался на ногах.
Лёд.

Редкие местные машины крались на шипованных шинах, а фуры просто стояли у обочины. Сильный боковой ветер с дождем и снегом не прекращался, а к полуночи превратился в настоящий ураган.
Последние 60 км мы ехали больше двух часов по пустой ледяной дороге.

Найти стоянку, где можно было переночевать оказалось не простым делом. Немногочисленные кемпинги не работали и домики в них были занесены снегом по самые крыши. Тоже самое со стоянками вдоль дороги. Еле нашли небольшую площадку, где стоял облепленный снегом Ауди с прицепом-кемпером на немецких номерах.


Вот так совсем недружелюбно встретил нас Nordcapp!

Хоннинсвог. Норвегия

Всю ночь бушевал ветер. Снежные комья стучали по стенкам и крыше домика, пытаясь перевернуть его вместе с машиной.

Утром поехали на мыс Nordcapp до которого осталось всего-то около 16 км. Самостоятельно проехать на крайнюю северную точку Европы не получится. В 13 км от мыса стоит шлагбаум и к 11 утра к нему подъезжают желающие на автомобилях. Потом во главе колонны становится большой грузовик с отвалом для чистки снега и вся колонна пытается пробиться к мысу.


В этот раз за ночь намело такие сугробы, что даже снегоуборщик не смог проехать.
Решили повторить попытку на следующий день, а сегодня погулять по маленькому рыбацкому городку Хоннинсвог, что в 34 км от Нордкапп.


Здесь же и остались на ночевку в скромной, но не дешевой гостинице.


Вообще, цены в Норвегии очень негуманные! Бензин -18 крон (126 руб), бургер и чашка кофе на заправке 200 крон (1400 руб), двухместный номер в очень скромной гостинице 920 крон (6400 руб) и т.д.


Но сам городок очень уютный и красивый. Заснеженные улицы, домики, как с картинки, в окнах горят светильники. В бухте на волнах качаются рыбацкие лодки, занесенные снегом автомобили, людей почти нет.

В Хоннинсвоге проживает порядка двух тысяч человек, о основные занятия — рыбная ловля и турбизнес в летнее время. Есть даже маленький аэропорт. Но зимой жизнь замирает. Море штормит, холодно, все в снегу и приличных туристов нет. Так, редкие ненормальные забредут случайно на край земли, чтобы посмотреть с высокой скалы в холодную, мрачную даль Ледовитого океана.

Третий день на острове Магерё, где находится мыс Нордкапп, не стихает снежная буря. На море шторм и даже большой паром сегодня не смог выйти из бухты.


Мы оказались заперты на этом северном клочке норвежской земли. Все дороги закрыты и занесены снегом.
После обеда сделали попытку вырваться на большую землю, не смотря на запрет местного МЧС и штормовое предупреждение.


В первом же тоннеле дорогу нам преградил запрещающий знак на стойке, который мы легко объехали.
На некоторых участках снежные заносы полностью перекрывали дорогу, а видимость была менее 5 метров.

Прошли еще один небольшой тоннель и мост, но перед основным тоннелем, соединяющий остров с материком, уперлись в закрытый шлагбаум, объехать который не представлялось возможным. Да и тоннель тоже был закрыт. Пришлось вернуться в Хоннинсваг. По пути туда и обратно не встретили ни одной живой души.


Местные жители говорят, что это обычное явление для этих мест и такая погода может продлиться неделю и больше, что в наши планы никак не входит. Но других вариантов нет. Никаких. Следим за сводками погоды и надеемся на лучшее.


Вот такой он, непредсказуемый Nordcapp, край земли, черт бы его побрал.

comments powered by HyperComments