Кавказ 2020. Мотопутешествие. Часть 2
Второй день в Кабардино-Балкарии получился нереально крутым!
Утром выехали из Кисловодска и решили добраться до очень интересного и уникального места — водопада Гедмышх. (N 43.719721, E 42.844029)
У него есть еще два названия — Царский и Семьдесят струй. Действительно это необычный и красивый водопад! Весной или когда идут дожди он особенно прекрасен. Сотни струек чистейшей воды, искрясь на солнце, падают с отвесной скалы вниз в ущелье. И сама скала тоже непохожа на другие.
Но не менее интересна оказалась дорога к водопаду. Живописная грунтовка, петляющая вдоль реки Малка в конце превращается в крутой каменистый, размытый дождями серпантин, забраться по которому на наших тяжеленных гусях довольно сложно. Колеи глубиной больше полуметра, огромные валуны и песок на последних километрах дороги сделали наше путешествие незабываемым! ))
Я бы назвал этот подъем тестом на умение управлять тяжелым мотоциклом в сложных условиях. Так что если вы самостоятельно заберетесь на самую вершину к подножью Гедмышха и пришлете мне фото со своим железным конем на его фоне — с меня бутылка Jack Daniel’s! ))
В 25 км от водопада есть еще одно интересное место — два озера идеально круглой формы, находящихся на высоте около 900 м. с кристально чистой водой. Большое и Малое Шанхоре. (N 43.708129, E 43.074279) Глубина одного из них — больше 80 метров.
После озер мы решили найти старую заброшенную дорогу, по которой можно было бы перебраться в соседнее Баксанское ущелье не выезжая на асфальт. И мы ее нашли! Заросшая дорога, скорее даже тропа вывела нас на хребет с красивейшими видами и мы почти вышли к цели, но неожиданно нас остановили взявшиеся непонятно откуда люди в оранжевых комбинезонах с радиостанциями.
— Дальше вам нельзя!
— Почему? — задал я неоригинальный вопрос.
— Вы выезжаете на грунтовую дорогу, ведущую к плато Канжол, а по ней сейчас пойдут раллийные Камазы. Вас просто снесут. Вы знаете на какой скорости они будут идти? Так что все, разворачивайтесь обратно или ждите окончание гонки.
Сначала мы немного расстроились, а потом решили, что нам просто повезло! Когда еще увидишь проносящийся в клубах пыли ревущий автомобиль из команды Камаз-Мастер в пяти метрах от себя!
Захватывающее зрелище, однако!
Всего лишь четыре дня мы путешествуем на мотоциклах по Кабардино-Балкарии, а впечатлений — море! Северный Кавказ не перестает удивлять своей красотой. Заснеженные вершины гор главного хребта, водопады, ущелья, каньоны и сумасшедшие виды — это Кабардино-Балкария.
Вчера мы покорили Эльбрус. Ну, как покорили… Забрались на подъемнике и еще сто метров прошли пешком по снегу. )) Мотоцикл сюда не заедет, а альпинисты из нас так себе.
После обеда грунтовыми дорожками перебрались через перевал из Баксанского ущелья в Чегемское. Все ущелья на Кавказе называются по названию протекающих в них рек — Баксан, Чегем, Черек.
У каждого есть своя главная достопримечательность. В Чегемском ущелье это водопады и огромные отвесные скалы, подступающие вплотную друг к другу. В Баксанском — Эльбрус, Чегет и горнолыжные трассы, в Черекском — высокогорные озера и древние селения Верхней Балкарии.
И везде невероятные фантастические горные пейзажи! В день мы проезжаем от 200 до 300 км. Не много, но больше не имеет смысла, так как основное время мы просто наслаждаемся окружающей нас красотой!
Сегодня был, наверное, самый сумасшедший день нашего путешествия. В Кабардино-Балкарии есть сотни интересных достопримечательностей, везде побывать невозможно, конечно, но есть знаковые места, посетить которые нужно в обязательном порядке! Одно из них, плато Конжол, невероятно крутое место с прекрасным видом на Эльбрус, находящееся в сотне километрах от Нальчика. ( N 43.592669, E 42.722211)
Вот только добраться до него не просто. От поселка Кенделен нужно преодолеть около полусотни километров необычайно красивой, но сложной грунтовой дороги с крутыми каменистыми подъемами и спусками, осыпями и промоинами.
Зато какие виды открываются с этого плато! Высота около 3000 м. Нам повезло с погодой. Эльбрус на фоне звенящего голубого неба в лучах заходящего солнца, отвесные скалы и покрытые плюшевой зеленью горы где-то далеко внизу. Хочется сесть на край скалы, свесить ноги над бездной и смотреть вдаль бесконечно.
Обратный путь оказался еще более впечатляющим. Отъехали пять километров от Конжола и у Николая падает давление в заднем колесе. Дыра огромная, отремонтировать возможности нет. Связи нет. Людей нет. До ближайшего поселка Кенделен около 40 км. И это очень непростые 40 км, да еще солнце ушло за вершины, а ночью в горах температура падает до ноля. Вариантов немного. Решили ехать на пустом колесе, пока оно еще не разбортировалось. Скорость — 15-20 км/ч. Холодно. Темно. Нудно и долго. Но мы доехали!
Оставили мотоцикл в поселке во дворе у первого встречного жителя, сняли колесо и поздно ночью добрались до Нальчика.
Приключения продолжаются!
Подходят к концу наши приключения в Кабардино-Балкарии. Сегодня утром друзья поехали домой, а я решил добить последнее ущелье — Черекское.
Пожалуй, одно из самых красивых ущелий в этой части Кавказа. Здесь, на высоте 809 м. над уровнем моря находится уникальное природное явление — высокогорное Голубое озеро. (N 43.2338, E 43.539034)
При небольшой площади зеркала воды (пара футбольных полей) его глубина составляет 272 метра! Представили такой колодец, в который можно погрузить Эйфелеву башню и только макушка будет торчать немного. )) Это место — мекка технических и просто дайверов, одного из которых я тут и встретил. Сергей Байков, мой друг, учитель и просто сумасшедший дайвер-инструктор в этот раз опять задумал что-то невероятное. Но об этом он сам расскажет. )) А я двигаюсь вверх по ущелью. Черекская теснина — очень крутое место! Перед длинным тоннелем, прорубленным в скале есть источник с питьевой водой. (N 43.192638, E 43.518786) А дальше можно на мотоцикле проехать не через тоннель, а правее по старой узкой дорожке по самому краю пропасти глубиной около 500 метров! Если вы на автомобиле, оставьте его перед тоннелем и пройдите пешком, не пожалеете, виды потрясающие!
Дальше дорога круто идет вверх к селению Верхняя Балкария. В верхней его части — старое, покинутое село с каменными домами, улочками и сторожевой башней. ( N 43.106191, E 43.430351) Забираясь на верх по камням, читаю надписи о трагичной истории этого села и всего Балкарского народа.
Место популярное и здесь на самом берегу Черека расположились несколько гостиниц и приличных кафе и ресторанов.
Еду дальше и через пару километров останавливаюсь у шлагбаума. Погранпункт. Проверка документов, регистрация и продолжаю свой путь уже по гравийке. Через 20 км после КПП прямо у дороги несколько нарзанных источников, пью и набираю бутылку с собой. ( N 42.974037, E 43.334237).
Еще через 1,5 км справа от дороги гостевой дом и кафе. ( N 42.966429, E 43.330742) Прекрасное место для отдыха. Водопад, озеро с форелью, лавочки, мангал. Все, это последнее место, где есть цивилизация, дальше дорога становится еще круче и каменистее, а потом она переходит в тропу, ведущую по крутому склону горы вверх. Высота переваливает за 2000 м. Появляются заснеженные вершины главного кавказского хребта. Скачу по камням, объезжаю валуны, штурмую ручьи и бурную горную речку Карасу, выезжаю на очень красивое плато. (N 42.950799, E 43.366946)
Все. Дальше болота и огромная лужа, объехать которую можно только по бараньей тропке, петляющей по крутому склону. Но смысла ехать дальше нет. Передо мной огромные остроконечные скалы и ледники, по ту сторону которых буквально в нескольких километрах Грузия. Точнее Сванетия и высокогорное селение Ушгули. Раньше туда вела тропа. Сейчас это другое государство и дороги нет, к сожалению. А место обалденное! Тишина и спокойствие. Никого. Только лошади и коровы щиплют сочную траву.Красота!!!
comments powered by HyperComments