Выбрать язык
Меню

На мотоциклах по Монголии

Путешествие в Монголию сразу же началось с приключений. Иркутск не отпускал. То одно забыли, то другое, то пневмоподвеска на прицепе вышла из строя. В итоге выехали в семь вечера, когда повалил снег и температура упала ниже ноля. Дорога превратилась в каток, на затяжных подъемах — коллапс! Сползшие фуры валяются в кюветах, перекрывая трассу, все стоит, пронизывающий ветер, снег. Решили пробиться по глубокой канаве-обочине и увязли в болоте. Два часа спасательной операции с участием вахтового камаза и Урала завершились удачно.

В два часа ночи свернули с трассы на берег Байкала, где и заночевали. Отличное начало!

Границу с Монголией прошли за четыре часа, три из них потеряли на российском погранпереходе. Очень долго оформляли технику — мотоциклы без номеров и ПТС, прицеп с документами 70 года прошлого века, автомобиль.

Въехали в Монголию в 12 ночи, тут же обменяли рубли на тугрики (1 руб -42 тугра), поужинали в придорожной кафешке за смешные деньги и двинули дальше на Улан-Батор.

 

Дорога до монгольской столицы представляет собой однополосное шоссе с асфальтовым покрытием средней паршивости. Автомобилей встречали намного меньше, чем баранов и коров, стада которых пасутся на пастбищах вдоль шоссе.

Пейзаж довольно скучный и однообразный. Степь и небольшие горы, скорее даже холмы, припорошенные снегом, редкие юрты. К двум часам ночи доехали до небольшого городка Дархан, где и остановились на ночлег в довольно приличной гостинице. 

Улан-Батор, в котором проживает половина всего населения Монголии, похож на наш типичный областной город. Широкие улицы, торговые центры, кафе и бары. Но больше всего здесь ломбардов и караоке-ресторанов. Думаю, так как монголы любят выпить, то не прочь и спеть. Перед этим заложив что-нибудь в ломбард.

В девять утра выехали в направлении Даланзадгада. Начало пустыни Гоби. Еще недавно здесь были только степные дороги, вернее, направления. Но пару лет назад проложили отличную асфальтированную трассу, уходящую за горизонт бескрайней монгольской пустыни. Вид вокруг довольно скучный и однообразный. Редкие юрты кочевников, стада баранов, коров и верблюдов, да стая воронов, устроившее себе пиршество на трупе лошади — это все, что хоть как-то разбавляет серо-коричневый пейзаж центральной Гоби.

Даланзадгад — довольно большой по местным меркам город. Здесь есть банки, отели, рестораны и даже театр. Маленький такой театр, чуть больше автобусной остановки.
И парк размером в половину футбольного поля со скульптурами динозавров на входе.

Вкусно пообедав в «Цайны Газар» (сеть монгольских столовок. ))) мы поехали дальше до следующего населенного пункта — Баяндалай, где и закончился асфальт. Все, дальше только пыльные, каменистые полевые дороги, петляющие по степи в разных направлениях. Баяндалай совсем небольшой поселок, ничем не примечательный, с одной единственной примитивной АЗС, на которой не оказалось бензина.

Почти сразу за Баяндалаем начались горы, вернее скалы, темно-коричневые, голые, холодные. Тишина. Стемнело. Температура начала резко падать. В Гоби перепады дневной и ночной температур достигают 20 градусов и больше. Остановились на ночевку на одной из вершин с шикарным видом на ущелье.

Хонгорын Элс — песчаные дюны пустыни Гоби протянулись на 80 км с востока на запад. Это одно из нескольких мест в Монголии, ради которых мы и затеяли это путешествие. Наконец-то, проехав полторы тысячи км в автомобиле, мы пересаживаемся на мотоциклы. А дальше — взрыв адреналина, эмоций и неописуемый восторг!

На легких эндуро по песчаным горам можно просто летать, хотя они тоже очень коварны! Песок очень мелкий, совсем не такой, как на пляже. С наветренной стороны он более плотный, а с противоположной — мягкий, как мука. Склоны большей частью очень крутые, больше 45* и чтобы взлететь на вершину, надо иметь приличную скорость с открытой до предела рукояткой газа. Спускаясь с вершины вниз, надо также идти с открытым газом, что вначале психологически сложно, но иначе мотоцикл зароется передним колесом в рыхлый песок и дальше — кульбит через руль. Когда съезжаешь по склону вниз, лавина песка также плывет вниз, вибрируя и скрипя. Вобщем техника езды напоминает снегоходную в горах.

Пройдя сквозь песчаные дюны Хонгорын Элс, мы добрались до поселка Сэврэй, где планировали пополнить запасы воды и топлива.

Сэврэй — типичный монгольский городок с невзрачными, пыльными улицами, вдоль которых за заборами в юртах живут местные жители. Несколько маленьких магазинчиков, где можно купить водку, сигареты, колу, хлеб, спички и прочий хозяйственный скарб. Двухэтажное здание администрации, сарай с надписью Police, почему-то на латинице, такой же сарай с вывеской Банк, школа, детский сад.

Единственная АЗС с оборудованием 70-х годов прошлого века, которая к тому же не работала! Это немного напрягло, так как до следующего населенного пункта 130 км по пустыне, а бензина в обрез! Дорога до Гурвантеса идеально подходит для наших мотоциклов, но вот Тойоте с прицепом пришлось тяжко. Бугры, канавы, «гребёнка» и прочие радости грунтовой дороги не лучшим образом сказались на её подвеске. В город приехали ночью.

Гурвантес довольно приличный город для монгольской глубинки, здесь есть асфальтированные улицы и одна из них даже освещается ночью. Но что самое главное для нас — здесь есть три АЗС, на одной из которых мы заправились 92 бензином!

Пополнив запасы воды из колодца, выехали из города в направлении Хермен Цав. Навигатор показал расстояние до каньона -130 км. Всего-то 130 км! Но мы затратим на них шесть часов! Нет, не потому что дорога оказалась очень сложной — она оказалось настолько интересной и разнообразной, что приходилось очень часто останавливаться, чтобы насладиться окружающей красотой и сделать фото.

Я много читал различных отчетов о поездках в это уникальное место и о том, как сложно туда добраться. Почитаешь такой «отчет» и волосы дыбом встанут! Чуть ли не дорога смерти, ведущая в ад. На самом деле ничего в ней страшного нет, это идеальная трасса для легких мотоциклов, средней сложности для тяжелых туристических эндуро и автомобилей-внедорожников. Правда она довольно безлюдная. За весь день мы встретили только одного монгола на УАЗе и двух на мотоциклах. И то не далеко от города.

Наша Тойота, груженая и с тяжелым прицепом прошла без проблем. Только в одном месте при выезде из каньона, чтобы преодолеть крутой песчаный подъем, пришлось приспустить шины. Еще острые камни и сухие ветки саксаула повышали вероятность прокола колес, но все обошлось. Хотя, в середине лета, когда температура в пустыне поднимается до сорока градусов и выше, возможно, это будет напоминать дорогу в преисподнюю.

 

 

В Хермен Цав прибыли, когда солнце зашло за горизонт. У входа в каньон нас встретили две большие скалы причудливой формы, словно два исполина, охраняющие вход в сказочную страну. А то, что это действительно сказка, мы убедились на следующий день.

Хермен Цав — это огромный каньон, трещина на поверхности земли, образовавшаяся миллионы лет тому назад в результате тектонического сдвига. Это место называют родиной динозавров, так как здесь были обнаружены останки этих доисторических животных в огромном количестве. Ввиду того, что каньон находится в безлюдной пустыне вдалеке от цивилизации, кости динозавров можно без труда найти и сейчас, если внимательно поискать в местах, где потоки воды, текущие с гор после дождей размыли грунт.

А еще Хермен Цав знаменит своим уникальным ландшафтом. За тысячелетия вода и ветер сотворили фантастический пейзаж. Сам каньон представляет собой сеть более мелких каньонов, по дну которых можно двигаться пешком, в некоторых местах на внедорожнике, но в идеале — на легком мотоцикле. В этом случае можно за день объехать практически всю территорию, залазя в узкие щели, перепрыгивая промоины забраться по крутым песчаным и каменистым склонам на вершины скал, откуда открываются шикарнейшие виды!

Сотни фотографий, сделанные нами , конечно не передадут тех эмоций, которые мы испытали и тех нереальных красот, которые мы увидели!

Утро следующего дня началось с ремонта Тойоты. Необходимо было заменить вытекший амортизатор. Позавтракав чаем Липтон с конфетами, приступили к работе. Провозились больше двух часов, изобретая из подручного инструмента приспособление для выпрессовки втулки амортизатора. Кстати, с запасами продовольствия мы как-то не рассчитали. Из еды остались только конфеты, сахар, соль, килограмм лука и банка джема. Правда утром под столом в куче хлама случайна нашлась банка тушёнки, чему мы несказанно обрадовались и решили оставить на ужин.

 

 

Из Хермен Цав мы обратным треком вернулись в Гурвантес. Гостиница, в которой мы ночевали три дня назад, оказалась закрытой на замок. После недолгих поисков нашли другую, совсем маленькую, на три комнаты с общим туалетом. В одной из комнат проживали три местные жрицы любви и у них постоянно были гости. Когда мы разместились, одна из них, неопределенного возраста с ярко накрашенными губами, заглянула к нам, спросив что-то по-монгольски. Не услышав ожидаемого ответа она, немного расстроенная, ушла к себе в номер.

На следующее утро, позавтракав в Цайны Газар супом из баранины и чаем с молоком, мы поехали на Сэврэй и дальше до Хонгорын Элс. Ночевали на берегу вонючего ручья, протекающего по каньону вдоль песчаных дюн. К этому ручью приходят на водопой лошади, верблюды и сайгаки. Это одно из немногих мест в Гоби, где вода выходит на поверхность и для животных это жизненно важное место.

Каньон Баянзаг, находящийся в нескольких километрах от поселка Булган — одно из знаковых мест Гоби. Я здесь был два года назад и тогда он меня очень впечатлил! Ярко оранжевые песчаные скалы, так же, как и в Хермен Цавте очень необычны. Но после Хермена все это выглядит не так масштабно. Каньон небольшой, в несколько раз меньше и осмотр его занимает не так много времени, особенно на мотоцикле.

А еще по дороге в Баянзаг мы попали в песчаную бурю. Не очень приятная ситуация. Очень сильный ветер несет по пустыне песок, пыль, ветки и ничего не видно. Небо сливается с землей, солнца нет, все серое, песок проникает всюду, скрипит на зубах. Хорошо, что это светопреставление продолжалось недолго, меньше получаса. 

От Баянзага мы продолжили свой путь по пустыне в направлении поселка Цогдово. Навигатор отказывался искать какую-либо дорогу, поэтому, переведя его в режим «напрямик», мы пошли по пустыне, держась курса и перепрыгивая с одной полевой дороги на другую. Расстояние по прямой — чуть больше ста км. до асфальта. Казалось бы недалеко, но у нас опять случилась проблема, отломилось верхнее крепление амортизатора на Тойоте.

Да, монгольские дороги — это настоящее испытание даже для такой надежной техники. Продолжать движение с такой поломкой нельзя, но нам повезло, посреди пустыни мы случайно наткнулись на небольшое предприятие, золотодобывающую артель и у них в гараже оказался сварочный аппарат. Разобрав подвеску при помощи подручного инструмента, заварили «стакан», все собрали, но на это ушло около пяти часов. К Цогдово вышли, когда огромная красная луна медленно выплывала из-за горизонта.

Еще пару видео из каньона Хермен Цав — Motherlend of the dinosaurs. Уже можно… )

Передвигаться по пустыне на легком мотоцикле класса «эндуро» — одно удовольствие! Я думаю, это самый лучший, вернее — самый кайфовый вид транспорта для этой местности. Правда, только в том случае, если с вами в том же направлении движется автомобиль с запасами топлива, воды, еды и прочих необходимых для жизни вещей. )

Необычно то, что для этого мотоцикла в пустыне нет ограничений — можно двигаться абсолютно в любом направлении. Забиваешь точку с координатами какого-нибудь места и просто едешь по компасу, перепрыгивая через промоины, забираясь на песчаные барханы и пологие склоны невысоких гор.

Среднее расстояние, которое мы преодолевали за день, с учетом длительных остановок на обед, фото и т.д. от 120 до 150 км. Проезжали и больше, но это не имело особого смысла, да и наша техничка с прицепом двигалась значительно медленнее.

Но при движении по пересеченной местности необходимо постоянно быть начеку. Расслабиться, как при езде по асфальту на автомобиле или туристическом мотоцикле нельзя. Очень часто встречаются довольно глубокие промоины, большие камни и кусты саксаула, попадание в эти естественные препятствия на большой скорости может привести к падению. У меня было два таких неприятных момента. Первый — когда при затяжном подъеме на песчаную дюну, я не рассчитал скорость и перелетел через гребень, надеясь что дальше будет плоская вершина, а с противоположной стороны оказался почти отвесный свал. Полет был затяжным и приземление жестким, далее — кульбит через руль и, пролетев еще несколько метров, мотоцикл падает мне на спину. Удар был такой силы, что я не мог сделать вдох около двух минут. От переломов и серьезных травм спасли защита и шлем. Второй раз я на восходе солнца решил отъехать недалеко от места ночевки и быстро сделать несколько красивых фото. Не стал одевать экип и боты, а поехал в тапках. Итог — пробитые веткой саксаула тапок, носок и торчащая из ступни острая палка.

Усталость организма накапливается и через 4-5 дней такого движения надо делать остановку на день, желательно в каком-нибудь более-менее цивилизованном месте, чтобы была возможность помыться, постираться, отдохнуть и привести себя в порядок.

Итог

Начало — 25.10.2017
Окончание — 8.11.2017
Участники — Валиков Андрей, Акульшин Олег, Яскин Дмитрий.
Маршрут: Иркутск — Улан-Удэ — Улан-Батор — Мандал-Говь — Даланзадгад — Хорхорин-Элс — Сэврэй — Гурвантэс — Хермен Цав — Гурвантэс — Сэврэй — Булган — Баянзаг — Цог-Ово — Улан-Батор — Улан-Удэ — Иркутск.
Способ передвижения: Автомобиль Toyota Hilux с жилым модулем и прицепом, мотоциклы КТМ-350, КТМ-450, Yamaha WR-450.
Пробег: 4200 км, из них около 1000 км на мотоциклах по дорогам без покрытия, пустыне и пескам.
Температура воздуха: от -5 до +20* С. 

Цели и задачи экспедиции:
1. Посмотреть основные достопримечательности южной Монголии, пустыни Гоби, ознакомиться с укладом жизни и бытом местных жителей.
2. Совершенствовать навыки вождения легких мотоциклов в сложных внедорожных условиях и песчаной местности.
3. Добраться до каньона Хермен Цав и попытаться найти останки доисторических животных — динозавров.
4. На пару недель выбраться из цепких лап «цивилизации» и прочей «мирской суеты».

Цели и задачи экспедиции выполнены полностью.
Во время прохождения маршрута возникли различные непредвиденные ситуации — выход из строя заднего амортизатора на а/м Тоyota поломка крепления переднего амортизатора а/м Тоyota, ночное столкновение с тремя лошадьми на трассе вблизи г. Улан-Батор (незначительные повреждения а/м, лошади остались живы), получены небольшие травмы при падении с мотоцикла, а также ввиду пренебрежения средствами индивидуальной защиты одним из участников. Все возникшие проблемы были успешно решены на месте и не повлияли на выполнение поставленных задач.

Видео

Мотопутешествие по Монголии

comments powered by HyperComments