Выбрать язык
Меню

Едем в Магадан: Колыма

Едем в Магадан. Колыма.

 


Через двести километров после Чурапчи — река Алдан.
Широкая, полноводная. Успеваю заехать на отходящий паром. Триста рублей и через пол-часа я на другом берегу.

Дорога меняет свой цвет, становится черной. Соответственно все дерьмо, летящее на меня из-под колес фур и других автомобилей — тоже черное.

Хандыга — районный поселок, где появился асфальт, АЗС и узбекская столовая «Азия», где мы шикарно пообедали и встретили двух китайцев, очень плохо говорящих по-английски и так же едущих в Магадан на старенькой семисотке BMW.

 

Через 70 км от Хандыги в поселке Теплый ключ заправился 92-м бензином и снова разбитый грейдер, бесконечные черные лужи и дождь, дождь, дождь…

Дорога стала подниматься вверх, огибая черные скалы и появились вершины гор. Мосты через небольшие, но бурные речки напомнили о БАМе.

Еще сотня километров и дорожный указатель показывает на какой-то населенный пункт — Развилка. На самом деле это заброшенная база дорожников, где среди каких-то развалин, груды металлолома и остовов ржавой техники я увидел трех мужиков, ремонтирующих какой-то механизм. Спросив про дальнейшее состояние трассы и получив короткий, но ёмкий ответ, я попрощался с ними и поехал дальше убеждаться в правдивости их слов.

Колыма.
Жопа мира.

— А правда у вас зимой очень холодно?
— Да, эта зима холодная была. До минус 65 доходило. А прошлые зимы теплые были. До 60 температура даже не опускалась. — такой вот диалог у меня состоялся с продавцом маленького и единственного магазинчика в поселке Томтор, пожилой женщиной, местной жительницей. Едем в Оймякон, поселок, известный каждому школьнику — полюс холода, самое холодное место в северном полушарии. Находится он в двухстах километрах от федеральной трассы Колыма. Чтобы до него добраться, надо пройти по разбитой, ужасной дороге, которую периодически смывает бурными реками и перекрывают сошедшие сели.

В Оймяконе проживает около 500 человек. Занимаются, в основном, выращиванием лошадей, коров, охотой и рыбной ловлей.

Поселок производит удручающее впечатление, грязь, огромные лужи, разрушенные строения… До районного центра — поселка Усть-Нера (5000 чел) — 500 км, до областного центра, Якутска — тысяча! И это не по асфальту, а по реальному бездорожью. Вокруг — тайга, болота и медведи.

Жопа мира.

Едем в Магадан. Колыма.
Есть на трассе «Колыма» одно место, которое знает каждый, кто хотя бы один раз прошел по ней
. Это знаменитая АЗС-26 у п. Кюбеме с неофициальным названием «Бочка». Знаменита она тем, что это последняя заправка по дороге на Магадан, где можно залить в бак относительно недорогое топливо по 52 руб за литр 92-го и 53 рубля за литр солярки. Следующая АЗС в п. Усть-Нера только через 250 км и дизтопливо там будет стоить уже 68 рублей.

Остановившись посреди грязной лужи у древней бензоколонки с неработающим стрелочным счетчиком, я снял с крючка из ржавой металлической проволоки пистолет и вставил его в бак. Подойдя к металлической бочке напротив, облепленной с низу до верха сотнями наклеек мото-автопутешественников, я постучал в темное маленькое окошко. Внизу что-то зашевелилось и деревянный лоток уполз куда-то внутрь, а в образовавшейся дырке появилась чья-то рука, загребла мою двухтысячную купюру и исчезла. -Девяносто второй, до полного! — крикнул я в дыру и пошел обратно.

 

Ударив по черной кнопке сбоку колонки, я стал ждать. Внутри ее что-то щелкнуло, загудело и железный короб затрясся в конвульсиях. Бензин потек, но кривая стрелка на огромном циферблате только дергалась на одном месте, безуспешно пытаясь отсчитать залитые в мой бак литры.

В двадцати метрах от заправки не менее знаменитое кафе «Куба», последнее место, где можно сносно перекусить. Хотя нет, даже не перекусить, а вкусно поесть. Жареная рыбка — хариус и мальма, домашний борщец с капустным салатом и пирожок с мясом — мечта путешественника! Четыре деревянных стола, накрытых клеенкой со скамейками по бокам, телевизор и рукомойник — весь нехитрый антураж маленькой кафешки.


Через сотню километров от Кубы выглянуло солнце и природа вокруг заиграла красками.
Дорога стала суше, но пошла насыпь из крупного щебня — смерть колесам.

Районный поселок Усть-Нера. Центральная улица Ленина — грязь и огромные лужи, обшарпанные дома, повалившиеся заборы — полная разруха.
— А что у вас в поселке примечательного и интересного? — спросил я несколько случайных прохожих.
— У нас? Здесь? Ничего. — ответ у всех был одинаков.

Перекусив в узбекской столовой нехитрой еды и залив баки заметно подорожавшим топливом, мы поехали дальше в сторону Сусумана. Природа на Колыме просто обалденная! Плюшевые горы, скалы, бурные горные реки, озера и растительность невероятно ярких красок — все очень необычно и красиво!

Одно только портит пейзаж — огромные терриконы отработанной породы. В этих местах много золотодобывающих предприятий и такое впечатление, что они просеяли в поисках этого металла все большие и малые речушки, да и вообще все вокруг. В одной Усть-Нере шесть таких артелей, а сколько их по всей Колыме!

Есть на Колымской трассе в 730 км от Магадана свой Чернобыль. Это оставленный людьми город Кадыкчан, город-призрак. Еще 20 лет назад здесь было все, как в любом другом обычном городе — жилые кварталы, больницы, рестораны, школы и детские сады, люди работали на угольных шахтах, получая очень большие деньги.

Но в сентябре 1996 года, после взрыва на градообразующей шахте , когда погибли 6 горняков, все вдруг изменилось. Шахта была закрыта, несколько тысяч людей остались без работы и средств к существованию. В январе 97-го в -40 °С авария на единственной ТЭЦ, после чего жизнь в городе стала невозможной: тысячи человек с семьями вынуждены были эвакуироваться, бросив свое имущество.

Медленно проехав по заросшим улицам и остановившись у подъезда одной из пятиэтажек, я зашел внутрь дома. Выбитые окна, сорванные с петель двери, сломанная мебель и детские игрушки — жуткое зрелище!

Хотя, на Колыме каждый поселок — это немного Кадыкчан. ((

Колымская трасса как кинопленка, шурша мелким щебнем наматывается на колеса мотоцикла. Она оставляет свой след не только в памяти, но и в душе каждого, кто по ней проехал.Это удивительная дорога, таких точно нет на Земле. Уникальна она прежде всего своей историей о которой мы еще очень мало знаем, невероятно красивой природой и людьми. Здесь много золота и об этом постоянно напоминают огромные серые терриконы переработанной породы. Но главное золото этого края все-таки люди.

Вы когда нибудь здоровались со всеми встречными водителями фур и бензовозов? А они вам отвечали взмахом руки и сигналом? Где это возможно? Только на Колыме.

И любая машина остановится, если поднимешь руку. Правда здесь их не так много встречается. )) Есть места, где за сотню пройденных километров встретишь 2-3 автомобиля. Большие грузовики и бензовозы обычно ходят парами. Дорога длинная, все может случиться, а связи здесь практически нет. И вообще ничего нет, кроме тайги и медведей.
Водители, дорожные рабочие, золотодобытчики могут вначале показаться грубыми и суровыми, но я с трудом могу себе представить какого-нибудь персонажа, типа Сергея Зверева, бортирующего кувалдой колесо от Камаза на перевале. Колыма не примет человека слабого духом, ему здесь не выжить.
На границе Якутии и Магаданской области недалеко от дороги я увидел небольшой домик. Свернул к нему, залаяли собаки, навстречу вышла молоденькая девчушка. Оказалось — это метеостанция, домик, банька, две собачки и кот.

А еще начальник — Сергей, мужчина лет сорока пяти. Живут и работают здесь в тайге, вокруг на десятки километров ни души, а до цивилизации — тысячи. Интернета нет. Телефон не работает. Снимают каждые три часа показания приборов и посредством передатчика с азбукой Морзе отправляют в центр. Поговорили о жизни, Сергей пригласил в дом, угостил чаем и печеньем. Очень интересные люди!

А еще на Колыме за 600 км от Магадана меня впервые за все путешествие остановил инспектор ГАИ! Но не с целью проверки документов, а просто пообщаться и поговорить «за жизнь».

И еще он мне посоветовал заехать к одному удивительному человеку, живущему на окраине полузаброшенной деревни Усть-Хакчан. О нем расскажу в следующей серии.


— Так, я бочку наклоняю, а ты ведро держи.
Ближе держи, двумя руками! Эх, москвичи безрукие, мать вашу!- Так я не москвич!
— А какая разница, все равно от вас толку нет! — так категорично и емко охарактеризовал в моем лице всех столичных жителей Валерий Васильевич, местный абориген и чуть-ли не единственный обитатель заброшенного поселка Усть-Хакчан, что в семистах километрах от Магадана по Колымской трассе.

А заехать к нему мне посоветовал сотрудник ГАИ, с которым я разговаривал ранее.
— Загляните к деду, не пожалеете, и бензина он вам нальет. Только деньги не предлагайте, не возьмет. А то вам до ближайшей заправки километров двести еще ехать.
Валерий Васильевич действительно налил мне полный бак дорогого и дефицитного в этих местах бензина, напоил чаем с пирожками и денег категорически не взял. — Я с путешественников деньги не беру. — был его ответ.

А вообще он оказался удивительным человеком! Двадцать лет живет в том, что он называет домом, где-то в тайге на краю земли и … Вобщем, смотрите сами:

Ну, здравствуй Магадан!
Я ехал к тебе ровно месяц!

Восемь часовых поясов и 12 000 км позади, из них более 4 000 по дорогам без асфальта и какого-либо покрытия. Позади БАМ с его реками, бродами, разрушенными мостами и железнодорожными насыпями. Позади сложная, непредсказуемая и удивительная Колымская трасса. Позади вся Россия, дальше дороги нет.
Магадан сравнительно небольшой портовый город с населением менее ста тысяч человек, расположен очень компактно на перешейке между двумя бухтами с выходом в Охотское море.

Основан в 1929 году с целью освоения богатейших природных ресурсов Колымского края и знаменит он прежде всего своей историей, непростой и, в какой-то мере, трагической, о чем напоминает монумент Эрнста Неизвестного «Маска скорби» при въезде в город.
А вообще Магадан мне понравился! Тем более, что увидеть и понять его нам помог очень интересный человек, коренной житель, краевед-историк Евгений.

Если забраться на высокую сопку бухты Нагаева, что не так просто, то оттуда с высоты птичьего полета открывается шикарный вид на город, бухту и море. Сразу понимаешь, что находишься на краю земли. А совсем недавно я об этом мог только мечтать.

Так что приглашение «Приезжайте к нам на Колыму!» у меня уже никогда не вызовет саркастической ухмылки. Ответ будет прямо противоположным от ожидаемого — «С удовольствием!»

Видео

Часть 3.1 - Колыма

Часть 3.2 - Колыма

comments powered by HyperComments