Выбрать язык
Меню

Автопутешествие по Северному Кавказу. Кабардино-Балкария.

Пока страна доедает новогодний оливье, мы из заснеженной Москвы добрались мимо зеленеющих полей Кубани до горных серпантинов Кабардино-Балкарии на фестиваль «Зори Кавказа-2019».

 

Завтра нас ждет необычное приключение — путешествие по красивейшим ущельям и горным тропам КБР и Северной Осетии с местным клубом любителей внедорожной езды «КБР4х4». Надеюсь, что приехали не зря! Посмотрим, какой он — зимний Кавказ!

Тяжелый внедорожник Toyota Hilux, натужно урча стопятидесятисильным дизелем, медленно карабкался вверх по каменистому серпантину Чегемского ущелья. Цифры на навигаторе, указывающие на высоту, перевалили за 2000 метров.

Узкая заснеженная дорога, петляющая по самому краю пропасти, вывела нашу колонну к вершине Кавказского хребта и границе с Грузией. Там, за белыми скалистыми вершинами, всего в нескольких километрах — Сванетия, высокогорный район Грузии, куда мне еще предстоит добраться. Но не в этот раз и с уже противоположной стороны хребта. Мы в приграничной зоне, просто так здесь не покатаешься и не погуляешь, только по пропускам, оформленных по предварительной заявке.

В Кабардино-Балкарии я уже бывал раньше, но зимой на автомобиле путешествую впервые. Природа здесь, конечно, фантастическая! Впрочем, как и весь Кавказ не перестает поражать своей красотой — будь то Грузия, Чечня, Осетия или Абхазия.
Путешествовать по таким крутым местам на серьезном внедорожнике, да еще со своим домом, в котором есть все, от кухни до душевой кабины и туалета — одно удовольствие! Но, все-таки, я постоянно ловил себя на мысли — как здорово было бы забраться сюда летом… на мотоцикле! Да, автомобиль позволяет передвигаться с комфортом в любое время года, но он никогда не даст тех ощущений единения с окружающим миром, того адреналина и кайфа, которые я получаю, путешествуя на своем двухколесном BMW. Но это уже другая история…

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Кабардино-Балкарии в одном из уникальнейших мест Северного Кавказа — Черекском ущелье. Невероятно красивая дорога ведет нас к вершине Кавказского хребта, где на высоте 1100 м. расположено древнейшее балкарское поселение Верхняя Балкария. Это довольно большое село, где сейчас проживает более 4000 человек. История его трагична, впрочем как и всего балкарского народа, подвергшегося репрессиям в 1944 году. Сохранилась историческая часть древнего поселения со сложенными из камня стенами домов, узкими кривыми улочками и сторожевой башней.

Подобные башни я видел в высокогорных селениях Грузии.
Дорога, по которой мы неспешно едем, сама по себе невероятно красива! В некоторых местах она прорублена в отвесных скалах высотой более 500 м. А какие здесь открываются фантастические виды — дух захватывает!
Где-то в средней части ущелья на высоте 800 м есть еще одно уникальнейшее место — каскад Голубых озер!

Останавливаемся у одного из них, самого известного и необычного. Нижнее Голубое озеро — это не простой водоем с кристально чистой водой, глубина его 257 метров! А по площади оно чуть больше футбольного поля! Это Мекка технических дайверов России и не только. И в эти праздничные новогодние дни здесь полный аншлаг, зеркальная поверхность озера бурлит от воздушных пузырей, выдыхаемого дайверами воздуха.

А вот и знакомые лица — Серега Горпинюк, заслуженный дайвер России и Египта, проводящий большую часть своей жизни под водой и иногда появляющийся на поверхности. И то лишь для того, чтобы поменять баллоны и утащить за собой под воду очередную партию студентов-дайверов. Мне повезло и я поймал его как раз в этот момент.

Надо будет вернуться сюда в конце нашего путешествия, после покорения Эльбруса, Чегета и прочих вершин, долин и ущелий. Не зря же я тащил сюда сумку с тридцатью кг подводного снаряжения! ))

Все самые красивые места Кабардино-Балкарии находятся в пяти ущельях, самое длинное из них — Баксанское — ведет в Приэльбрусье. Прекрасное шоссе вьется лентой вдоль бурной речки Баксан, исток которой находится где-то за облаками, в ледниках на самой высокой горе Европы.
Больше десяти лет я увлекаюсь горными лыжами, побывал, наверное, на всех известных горнолыжных европейских курортах, а вот до Эльбруса, к своему стыду, добрался только сейчас.

Гостиницу бронировали накануне через Букинг, двухместный номер в небольшом отельчике в поселке Терскол, у подножия горы обошелся в пять тысяч рублей, включая нехитрый завтрак и ужин. До подъемника около двух км, что соответствовало двумстам рублям на местном приора-такси. Номера чистые, душ, ванна, горячая вода, телевизор — смело можно присвоить две звезды. На такие мелочи, как полное отсутствие парковки и шумоизоляции в номерах не стали обращать внимание. Тойоту припарковал прямо в сугроб, благо пониженная передача, 32-е колеса и полный привод позволяют не заморачиваться с этой проблемой.

На поляне Азау, у подъемников, вы вряд-ли сможете припарковаться, так что лучше подойти пешком или воспользоваться услугами такси, что мы и сделали. Небольшая территория заполнена людьми, машинами, полицейскими, прокатными конторами и кафешками. Аренда полного горнолыжного комплекта обойдется в 1350 рублей. Полный скипасс на сутки — 2600 рублей. На современном удобном подъёмнике в виде кабинок на 8 человек можно подняться на три уровня, самый высокий из них, станция Гара-Баши находится на 3850м. Так высоко на горнолыжных трассах я еще не забирался!

С погодой не повезло, три дня до нашего приезда не переставая валил снег и видимость была не очень, но сами трассы укатаны и в хорошем состоянии. Конечно, особого разнообразия обустроенных склонов здесь нет, это вам не Доломитовые Альпы, господа! )) В десяти минутах езды от Азау в поселке Чегет есть еще трассы на склонах одноименной горы и здесь рай для фрирайдеров, кому катать по обычным склонам неинтересно.

Вечером в Терсколе делать особо нечего, можно поужинать в одном из немногочисленных кафе, цены не высокие, в среднем одно блюдо стоит 200-300 руб. А вот с качественным спиртным здесь беда. Но если вы не гурман и вас устроит местное «домашнее» вино или коньяк Hennessy XO за 600 руб, то проблем нет. В противном случае рекомендую запастись своими напитками заранее.
Вобщем, по моему мнению, покататься на Эльбрусе на горных лыжах и получить удовольствие можно. На пару дней, не больше. Остальное время лучше потратить на путешествия по местным невероятно красивым горным маршрутам и знакомство с достопримечательностями, которых здесь хватит не на один полноценный отпуск!

Если вы будете ехать из Приэльбрусья по Баксанскому ущелью в сторону Нальчика, то перед поселком Былым увидите слева небольшой мостик через речку и грунтовую дорогу, ведущую в горы. Не поленитесь, сверните с трассы, я вас уверяю — не пожалеете! Конечно, если вы путешествуете на Mercedes S класса или каком-нибудь Bentley, то делать этого не надо ни в коем случае!
Сразу после моста дорога поведет вас наверх, вы будете карабкаться по крутому серпантину, из под колес будут лететь камни, желательно заранее подключить передний мост и пониженную передачу, если она у вас есть. А потом, через некоторое время, вы увидите справа далеко внизу, в огромной котловине, прекрасное озеро, в зеркальной поверхности которого отражаются горы и скалы, окружающие это удивительное чудо природы! У этого озера немного странное, а может просто непривычное для нас название — Гижгит.

Узкая заснеженная дорога, на которой даже два мотоцикла с трудом разминутся, ведет вокруг озера то поднимаясь вверх, то круто спускаясь вниз, к самому срезу воды. Единственный след на запорошенной дороге — след от проехавшего верхом на лошади пастуха и бежавшей рядом с ним собаки. В некоторых местах дорога размыта сбегавшими с гор ручьями, эти препятствия приходится преодолевать с большой осторожностью, особенно когда колея становится настолько узкой, что правое колесо идет по самому краю обрыва и мелкие камни, шурша, осыпаются вниз.
Высота 1300 м. Обогнув очередную скалу, вдалеке вижу какие-то строения.

 

 

Подъехав ближе, понимаю, что это овчарня, рядом — загон для овец и несколько ветхих построек. Никого. Ни следов, ни людей, ни животных.
Проезжая через небольшую речушку, бегущую с гор прямо через дорогу, набираю в пластиковую бутылку чистейшей ледниковой воды. Температура воздуха минус один градус, но солнце припекает так, что глаза слезятся и в машине становится жарко.

Расстояние от трассы вокруг Гижгита и обратно чуть больше десяти километров ехали два часа, останавливаясь чуть ли не через каждые 500 метров для того, чтобы сделать очередное фото или просто полюбоваться красотой этого еще одного уникального места Северного Кавказ

 

Кабардино-Балкария очень небольшая и бедная республика с населением меньше миллиона человек, находящаяся в самом конце списка субъектов РФ по экономическому развитию и ВВП на душу населения. Но по количеству уникальных природных достопримечательностей, думаю, она в первых строках этого списка.
Высокогорное плато Кинжал или Канжол — одно из таких красивейших мест. Если свернуть с трассы, ведущей к Эльбрусу по Баксанскому ущелью на поселок Кёнделен, проехать его насквозь, то вы попадете на грунтовую дорогу, ведущую к верхней точке этого плато — 2850 м. (43°35′33.61″N 42°43′19.96″E) Это непростая дорога, она изобилует крутыми подъёмами и спусками, каменистыми участками и достаточно длинная. Через 53 км вы попадете в нереально красивое место. Это довольно большая площадка на краю гигантского обрыва откуда открывается сумасшедший вид на Эльбрус и все остальные самые высокие вершины Кабардино-Балкарии.

Вы будете находиться так высоко, что бескрайнее белое одеяло из облаков окажется где-то далеко внизу, покрывая собой ущелья и долины и где-то на горизонте сливающееся с небосклоном. И только вершина Эльбруса и других пятитысячников будут сиять своими белоснежными шапками на фоне светло-голубого неба. Главное, чтобы с погодой повезло.

С этим плато связано много интересных легенд, а само название Кан-Жол переводится, как «кровавая дорога». Для жилья эти места мало пригодны, поэтому местность здесь довольно безлюдная. Только в теплое время года пастухи пригоняют свои стада на высокогорье. А страшное название дороги происходит от того, что когда по ней гнали скот, то животные разбивали свои копыта о каменистый грунт, окропляя его кровью.

А если свернуть с «кровавой дороги» на развилке (43°37′24.93″N 43°03′10.37″E) в сторону поселка Каменномостское, то через 17 км вы сможете добраться до еще одной уникальной достопримечательности — озерам Шадхурей (Шанхоре) (43°42′29.26″N 43°04′27.4″E). Здесь, кстати снимали некоторые эпизоды фильма «Земля Санникова». И еще — если проехать 20 км от этого поселка вдоль реки Малка, то можно увидеть шикарный водопад Гедмышх, один из живописнейших водопадов Северного Кавказа. (43°43′10″N 42°50′38.5″E)]

К сожалению, в этот раз мы до него не добрались, световой день закончился и надо было возвращаться. Значит будет повод еще раз вернуться, чтобы продолжить исследование этих живописнейших мест Кабардино-Балкарии!

Вы когда-нибудь зависали над бездной? Нет, это не та бездна, когда вы стоите на краю пропасти или летите вниз с парашютом. Там совсем другие ощущения.
Эта бездна словно черная дыра, и вы парите над ней, как в космосе. Полнейшая тишина и невесомость. Нет ничего. Только голая темная скала, уходящая вертикально вниз, в преисподнюю, а если отплыть от нее и опуститься пониже, метров на 60 или еще глубже, то вы окажетесь в полнейшем мраке и только узкий луч вашего фонарика, мечась из стороны в сторону, вдруг скользнет по чёрному каменному выступу и растворится в глубине гигантского колодца.
Голубое озеро.

Очаровательное и ужасное одновременно. Как в застольной народной песне про царицу Тамару: «Прекрасна, как ангел небесный, как демон коварна и зла».
Оно скрывает в своей неприступной глубине много мифов и легенд. Ни один человек не достиг его дна, хотя пытались многие. Некоторые, самые смелые и опытные, остались там навсегда.
В 2012 году легенда мирового дайвинга англичанин Мартин Робсон попытался покорить Голубое озеро, но достигнув глубины 209 м, чуть не расстался с жизнью.

Говорят, что глубина озера 279 метров, хотя местные жители утверждают, что у него нет дна. Вы можете представить себе колодец глубиной около 300 м? Нет? Я тоже. А вы знаете, какое давление окружающей среды будет испытывать человек на такой глубине? Около 30 атм! Точнее -29. Для сравнения, давление в шинах вашего авто — примерно 2,5 атм. Погружение на такие глубины реально сложнее и опаснее, чем выход космонавтов в открытый космос.

До глубины 20 метров от места погружения идет небольшой свал, покрытый опавшей листвой, стволами деревьев и развешанной на них светло-зеленой паутиной водорослей. Очень необычный ландшафт! Вода прозрачная и краски очень яркие. Идем дальше, пологий свал резко заканчивается и переходит в отвесный обрыв. Глубина 30… 40 метров, краски тускнеют, всё становится серым. На выступе скалы лежит небольшой камень. Беру его и, сделав пару гребков ластами, отпускаю. Немного плоский камень медленно падает в черную бездну, выписывая пируэты, и через несколько секунд исчезает в ней. Пытаюсь сообразить, сколько времени он будет лететь до дна – получается где-то около минуты. Зависнув в толще воды, замираю и перестаю дышать, чтобы не слышать шума выдыхаемого воздуха. Смотрю вниз в черноту преисподней, заглотившей камень…Отгоняю мысль пойти ниже, на 60…70 метров, потому что знаю, что глубина коварна, чем глубже, тем сильнее желание идти дальше. А у нас сегодня нет такой задачи, конфигурация оборудования не соответствует и план совсем другой. Сделав полный круг вдоль стены, возвращаемся в исходную точку. На 15 метрах замечаю гранитную плиту с портретом мужчины в подводном снаряжении. Виктор Мелёхин. Инструктор. Погиб в 2017-ом. И он здесь не один, к сожалению…

Сделав два дайва в Голубом мы, попрощавшись с хозяином Центра подводных исследований и просто замечательным человеком, Эдиком Хуажевым, предоставившим нам возможность для этих погружений, продолжаем наше путешествие по Кавказу.

comments powered by HyperComments