Выбрать язык
Меню

Мотопутешествие по Латинской Америке — ч.1 — Перу

Лима

Столицу далекого и загадочного государства Перу, что в Латинской Америке, в моем рейтинге столиц мира я бы поместил где-то в конце списка.

Может потому, что не люблю я большие города, а в Лиме проживает порядка десяти миллионов и еще миллион неучтенных венесуэльцев, как сказал мне один таксист. А может потому, что гуляя даже в историческом центре, надо всегда быть начеку, кошелек спрятать подальше, с телефоном в руках не ходить, сумку держать крепко и вообще не расслабляться. Об этом мне в первый же день раз десять напомнили разные люди — менеджер отеля, официант, таксисты и просто прохожие.

Лима очень контрастный город. Здесь есть дорогие фешенебельные районы, местные Рублёвки, там живет элита страны, а есть и «фавеллы», районы бедноты, с хаотичными постройками, отдаленно напоминающими человеческое жилье.

Если не брать в расчет элитные районы, я бы сказал, что Лима не ухоженный город. Как Москва в середине 90-х. И движение тоже, как в Москве 25 лет тому назад. Хотя нет, намного хуже. В Лиме нет понятия «уступить дорогу», даже если вы подъехали к перекрестку по главной , вас никто не пропустит, пока вы сами не проложите себе путь, сигналя и врезаясь в микроскопические промежутки между автомобилями.

Есть, конечно, и много интересного — сохранившаяся кое-где колониальная архитектура, прекрасная кухня, шикарные музеи, побережье океана с огромными волнами, серферами и парапланеристами.

Чистильщик обуви довольно распространенная профессия.

Анды

Наконец-то я вырвался из удушающих объятий столицы Перу и в течение нескольких дней постараюсь посмотреть как живут люди вдали от цивилизации. Быстро оформив документы в одной небольшой компаний, занимающейся прокатом мотоциклов BMW в Лиме, я с чувством глубокого удовлетворения покидаю этот город.

Четкого плана как всегда нет, есть направление. Еду на восток сквозь горные хребты Анд в Сельву.

В Перу есть три природно-климатические зоны.

Коста — это побережье Тихого океана, песчаные пляжи и предгорье. Она наиболее заселена и развита, здесь же проходит часть Панамериканского шоссе ( Panamericana Norte).
Сьерра — это горная часть страны, протянувшаяся с севера на юг.

Сельва — самая большая и малоизученная зона. Непроходимы джунгли долины реки Амазонки.

Так что постараюсь посмотреть все три, чтобы составить наиболее полное впечатление об этой замечательной стране.

Сьерра

Первый раз в жизни поймал горную болезнь. После перевала Abra Antajirca 4780 м., где попал в дождь и снег, промок и промерз, я успел до темноты доехать до ближайшего поселка Huayllay на высоте 4400 м.

К моему счастью здесь был маленький хостел, в который я и заселился. Температура в комнате была такая же, как и на улице — плюс шесть. Но на кровати лежали 5 (пять!) шерстяных пледов. Еще был душ с ледяной водой и унитаз. Он то мне и стал другом на всю ночь, которую мы с ним провели вместе в объятиях.

Голова раскалывалась, желудок выворачивало наизнанку. То же самое было со мной много лет назад, когда я, занимаясь дайвингом в Египте, и по разгильдяйству словил «кессонку». А аптечку с таблетками я, к несчастью, оставил в Лиме. Хотя бы аспиринчику проглотить пару таблеток, все чуть лучше бы стало, а так — хоть помирай.

Рано утром я с трудом оделся, завел мотоцикл и начал двигаться вниз по восточному склону Анд. На 3500 м стало немного лучше и потом, с каждой сотней метров спуска, жизнь по чуть-чуть стала возвращаться в мой обессиленный и обезвоженный организм. Где-то на 2000 м мое состояние настолько улучшилось, что я смог немного перекусить в какой-то деревенской столовке.

В этот день я все же пересек Анды и остановился на ночь в небольшом городке La Mersed в Сельве.

Перу. Сельва

Сегодня был самый приключенческий день в Перу!
А начался он с пробитого колеса.

Хорошо, что недалеко от города отъехал. За 7 солей (140 руб) в небольшой шиномонтажной мастерской индеец из племени Кечуа быстро заклеил камеру, снял и установил колесо обратно.

В планах на день было желание попасть в один примечательный городок в глубине Сельвы под названием Pazuzo. Прекрасная дорога с плавными поворотами вдоль берега бордовой реки Rio Huancabamba с одной стороны и непроходимыми джунглями с другой — просто кайф, который не испортил даже кратковременный ливень.

И небольшие камни на асфальте и потоки воды перетекающие через дорогу не предвещали ничего плохого. Но попасть в Pazuzo в этот день мне было не суждено. Огромный сель сошел с горы и преградил путь. Тысячи тонн камней, глины, грязи вперемежку с поломанными деревьями сползли на дорогу, унеся с собой часть полотна.

Три часа я стоял вместе с местными аборигенами в ожидании того, как огромный погрузчик пробьёт дорогу, но так и не дождался.

Развернулся обратно и, немного поплутав по ночным джунглям, приехал в городок Oxapampa, где попал на местный праздник и очень необычное представление, о котором расскажу позже.

Перу. Сельва. Oxapampa

Небольшой городок в Перуанской Сельве. Сюда я вернулся поздно вечером, так и не дождавшись, когда расчистят дорогу от сошедшего утром селя.

Проезжая по улицам этого городка в поисках ночлега, я услышал громкую музыку и много людей на огромной поляне. Это было что-то среднее между парком культуры и отдыха, рынком выходного дня и дискотекой.

Интересно, как в перуанской глубинке народ отдыхает в выходные? Посмотрим!

Вобщем, ничего особенного — со сколоченной из досок сцене звучала музыка, народ ходил между палатками, в которых продавали разную еду, пиво, жарили мясо. Также на прилавках лежали детские игрушки, одежда, различные сувениры и украшения.

Но в одном месте я заметил большое скопление людей, они стояли и сидели на траве вокруг небольшой арены, метров семь в диаметре, огороженной сеткой с двумя входами. Пока ничего не происходило, но народ прибывал и рассаживался поудобнее. Явно, намечалось какое-то зрелище!
Заинтригованный, я решил дождаться начала пока еще не понятного представления. И не зря!

Перу. Сельва. Pazuzo

Путешествовать по джунглям Перу необычайно интересно! Каждая поездка — приключение, полное неожиданностей. Не всегда приятных, но на то они и приключения!
Сегодня я решил сделать вторую попытку и добраться до загадочного места в перуанской Сельве — маленького городка Pazuzo.

Вчерашняя попытка оказалось неудачной, так как дорогу преградил сошедший с гор селевой поток.
Дорога оказалась нереально красивой! Узкая полоска асфальта ограниченная скалами и склонами гор с одной стороны и пропастью, на дне которой бурлила река, с другой, петляя, пробивалась сквозь джунгли.

Иногда она превращалась в узкий коридор, проложенный сквозь буйство зелени, ползущих лиан и огромных листьев каких-то неведомых деревьев. Во многих местах большие куски дороги обрушились в пропасть и редкие автомобили вынуждены были вплотную прижиматься к скале, чтобы проехать опасные участки. Иногда через нее перебегали небольшие обезьяны и порхали огромные, величиной с ладонь, бабочки и необычные птицы ярких расцветок.

80 км от городка Оксопампа, где была моя ночевка, я ехал часа три, останавливаясь для фото и просто любуясь природой. Водопады, подвесные мосты, сумасшедшие виды на долину реки и отвесные скалы — это реально впечатляет!

И каково было мое удивление, когда я увидел перед собой красивую арку с австрийскими флагами и гербами, красно-бело-синий мост через реку и надписью — Добро пожаловать в австрийскую колонию Pazuzo!

Можете себе представить, что продираясь сквозь джунгли на противоположной стороне земли, я вдруг оказался в Австрии! Домики в австрийском стиле с ухоженными садиками и заборчиками, церковь с колокольней, чистые улицы и вывески на немецком — Schule, Restaurant, Geschäft. Обалдеть!

Зашел в небольшой ресторанчик, попросил рульку и пиво. Рульки, к сожалению, не оказалось в наличии, зато боварскую сосиску с австрийским пивом я съел с превеликим удовольствием!


Пообщавшись с хозяином ресторана, который немного говорил на английском, я еще раз проехал по всем трем небольшим улицам этого маленького городка и, удивленный, сытый и довольный, отправился в обратный путь.
Вот вам и джунгли Амазонки! ))

Перу. Анды. Возвращение

Сегодня был последний день моего мотопутешествия по Перу. И если в первые два дня мне пришлось преодолевать некоторые трудности, начиная от непредсказуемой погоды и заканчивая проблемами со здоровьем, вызванные горной болезнью, то теперь я был полностью вознагражден за все прошлые «страдания».

Прекрасный, солнечный день. Ночь я снова провел на высоте 4200 м. в городке Серро-де-Паско на восточных склонах Анд, но в этот раз все прошло прекрасно. Несколько таблеток, предварительно приобретенных в местной аптеке и две предыдущие ночи, проведенные в Сельве на высоте 1800 м не дали горной болезни ни единого шанса.

Единственное неудобство состояло в том, что гостиница располагалась в центре городка с окнами, выходящими на центральную площадь, где почти до утра гулял весь город. С музыкой, песнями и фейерверками. Праздник у них был, типа нашего «Дня города». Вообще, я заметил, перуанцы очень любят устраивать праздники и демонстрации. Хобби у них такое, наверное.

Каменистая дорога вновь вела меня вдоль ущелий и рек, то прижимаясь вплотную к отвесным скалам, то огибая их, к вершине уже знакомого перевала Авra Antajirca 4780 м. Но у меня было впечатление, что я еду здесь впервые, вот как солнечная погода преобразила все вокруг! После 4000 м стали попадаться альпака и ламы, поодиночке и целыми стадами. Интересно, почему на равнине и в предгорье я их не встречал?

В небольших озерах плавают чудные птицы с мощными кривыми клювами и отражаются скалы.
Красота!

Люди Перу

Глобализация стирает различия между людьми и городами на разных континентах. Попадая в любой мегаполис на другом краю Земли, мы достаем смартфон и бронируем отель через Booking, вызываем такси Uber, заказываем гамбургер в McDonalds.
Но есть места, где все эти красивые слова не имеют смысла. Правда, для этого надо уехать подальше от привычной городской суеты — в пустыню, в горы, в джунгли.

В Перу еще много таких районов, где живут люди, конечно, не так как сто или триста лет тому назад, но в большей степени сохранившие традиции своих предков. Половина населения Перу — индейцы Кечуа и Аймара. Остальные — потомки испанцев, метисы и другие национальности.
Путешествуя по горной части Перу и Сельве, я, насколько мог, старался общаться с местными жителями, большая часть которых — индейцы. Практически все они сейчас говорят на испанском языке, но в деревнях еще остались те, кто в быту используют язык своих предков.

В советское время были очень популярны рассказы Фенимора Купера про загадочных жителей Америки — индейцев. В основном, по этим книжкам мы и представляли себе, какие они, индейцы, — сильные, высокие, ловкие и бесстрашные воины с орлиными перьями вместо головных уборов. А благодаря прекрасным фильмам, типа «Чинганчгук — Большой Змей», образ индейца принимал реальное человеческое обличие.
На самом деле, Гойко Митич, главный киношный индеец всех времен и народов, мускулистый атлет ростом за 180 см даже отдаленно не напоминает реального индейца.
Настоящие Кечуа небольшого роста и мужчины и женщины, в среднем 150-160 см. плотного телосложения, но толстых я не встречал. Черты лица у взрослых грубоватые, особенно у женщин пожилого возраста, цвет кожи — темный, немного красноватый.

В общении эти люди просты и открыты, улыбаются, но не как европейцы или американцы «дежурной пластмассовой» улыбкой, а искренне. Легко идут на контакт. Абсолютно не зная языка, я умудрялся общаться с людьми на улице, на заправке, в магазине и это было очень смешно и взаимно интересно.

На праздники они одеваются в яркие национальные одежды, особенно женщины. Вязаные кофты и юбки всех цветов радуги, шляпки типа «старуха-шапокляк» украшенные лентами и цветами. Смотрится обалденно!

Язык Кечуа очень мелодичный и не похож ни на один европейский.
Большей частью живущие в горной местности и Сельве занимаются животноводством и обработкой земли. Тяжелый труд приводит, как и везде, к раннему старению.

Живут они в небольших домиках, довольно бедно, но при этом у них часто случаются праздники и вообще, мне показалось, они не склонны к унынию и депрессии. Хотя это и понятно, они ж не в пределах МКАД проживают. ))

По европейским стандартам красоты местные девушки вряд ли претендуют на высокое звание моделей, но среди них встречаются довольно симпатичные!

Дети, как и везде, замечательные! Мужики — так себе.

Перу. О еде

А вы когда-нибудь пробовали жареный куй? Нет? А я вот не мог упустить случай полакомиться этим «деликатесом».


В своей жизни мне посчастливилось дегустировать много разных экзотических блюд — мясо крокодила, свежую кровь змеи с желчью и рисовой водкой, жареного скорпиона, яйца страуса, лягушачьи лапы, бычий… хвост и т.п. Большей частью это «одноразовое» кушанье, то есть попробовал разок и все, повторного желания угоститься не возникает.

С куем тоже самое, хотя он вполне приличный на вкус, что-то среднее между кроликом и курицей.
В деревнях его готовят просто — насаживают на вертел и обжаривают на углях целиком. Вместе с хвостом, головой и зубами. Чудное зрелище!
Мне не повезло, в приличном ресторане куй подали в разделанном виде.


Вообще, перуанская кухня довольно разнообразна. Если вы находитесь в крупном городе, конечно, и есть возможность посещать приличные кафе и рестораны. На побережье океана распространены блюда из рыбы и прочей морской живности. Самое популярное называется Севиче, это кусочки свежей рыбы и других морепродуктов, политые соком лайма с луком и кукурузой.

В горах и джунглях распространены мясные — баранина, говядина, лама. Рис, картофель и кукуруза входят в рацион повсеместно.


В деревенской столовке можно пообедать на 5 солей (100 рублей). За эти деньги вам предложат суп из кукурузы, рис, жареную курицу, сок или компот. Вполне съедобно и питательно.


А еще в Южной Америке очень распространена уличная торговля фаст-фудом. На специальных тележках с газовыми плитами прямо на тротуаре жарят и варят мясо, кукурузу, рис, какие-то пирожки, супы, все дешево и вкусно! Аромат стоит на десятки метров вокруг.

Дороги Перу

Эх, дороги, пыль да туман… (из песни)

В Перу прекрасные дороги. Там, где они есть, конечно. Но быстро передвигаться по ним получается далеко не всегда. Если на шоссе, ведущее вдоль побережья Тихого океана, еще можно надавить на педаль или открутить ручку газа, то в горах это довольно сложно сделать по понятным причинам.

Да еще многочисленные участки, закрытые на ремонт с реверсивным движением здорово тормозят.
Беда дорог, проложенных в горах и Сельве, в том что в сезон дождей, длящийся с декабря по апрель, на них может сойти селевой поток, уносящий с собой не только камни и деревья, но и огромные куски дорожного полотна.
Или река подмоет берег и он обрушится вниз, унеся в пропасть часть дороги. Я всего лишь неделю путешествовал по Перу, но несколько раз попадал в такие ситуации.

Люди привыкли к этому и воспринимают катаклизмы, как нечто данное свыше. Как снег, дождь или ветер. Они могут часами и даже сутками ждать, пока придет техника и расчистит путь. И никто не кричит и не клянет Президента и правительство.

Один раз я несколько часов простоял вместе с несколькими десятками таких же неудачников. Сель был огромный и погрузчик работал уже три часа, но конца его работы не было видно. Ни одной возмущенной фразы я не услышал. В конце-концов люди разулись и пошли по вязкой глине пешком.
Но в целом, за дорогами следят. Чистят обочины, восстанавливают разметку и быстро ремонтируют поврежденные участки.

Движение по магистралям довольно плотное, камер видеофиксации не видел. Полицейские патрули есть, не раз наблюдал, как они останавливали водителей за нарушения и заполняли протоколы.
К мотоциклистам здесь особое отношение, на платных участках в правом крайнем ряду организован узкий коридор, по которому они проезжают бесплатно.

В городе можно передвигаться в междурядье, но здесь надо быть очень внимательным, так как его практически не существует. В Лиме, например, водители автомобилей не соблюдают рядность и дистанцию и вообще ездят как им вздумается. Многочисленные такси-кибитки и доставщики пиццы добавляют экстрима, влезая в каждую образовавшуюся щель. Два раза я пересекал город за рулем мотоцикла в час пик и это, я вам скажу, еще тот аттракцион! Московские пробки — это рай для мотоциклиста, можете мне поверить!

comments powered by HyperComments