Алтай на эндуро. Июнь 2021
Артыбаш, Горный Алтай, Телецкое Озеро
Ну наконец-то начался настоящий Алтай. С горами, на вершинах которых еще лежит снег, с бурными реками, вышедшими из берегов, чистейшим воздухом, живописными дорогами, окруженными скалами, на которых растут высоченные сосны!
И на финише дня — Телецкое озеро. Закат. Сидим на веранде ресторанчика уютной гостиницы «Усадьба Ару-Кёль», потягиваем пиво и смотрим на идеальную, словно зеркало, гладь озера, окруженного горами.
Завтра в пять утра грузим наши мотоциклы на паром и продолжаем путешествие уже по воде. Примерно через четыре часа мы должны пересечь озеро с севера на юг, это примерно 70 км, и продолжить наши Алтайские приключения.
Сегодняшний маршрут: Новокузнецк — Шерегеш- Таштагол — Турочак — Артыбаш.
Река с красивым названием Лебедь.
Едем по правому берегу Бии к Телецкому озеру.
Озеро Комо? Озеро Гарда? Нет, это Телецкое!
Кош-Агач
Пересечь Алтай с севера на юго-восток можно двумя маршрутами.
Первый — от Горно-Алтайска по трассе Р-256 и Чуйскому тракту до п. Ташанта, здесь КПП и погранпереход в Монголию. Очень красивая дорога, прекрасный асфальт, сумасшедшие виды на скалы, горы, бурные реки Катунь и Чуя. Рекомендуется для всех, кто любит путешествовать на любом виде транспорта.
Второй маршрут для желающих прокатиться не только по асфальту, но и по легкому бездорожью, грунтовым дорожкам и горным серпантинам. Часть его нужно будет пройти на пароме через Телецкое озеро. Это дорога из Горно-Алтайска до пос. Артыбаш через с. Кебезень, потом паромом до противоположного берега Телецкого озера и через с. Балыкча по ущелью вдоль реки Чулышман до перевала Кату-Ярык и дальше по грунтовым дорожкам до п. Акташ, где вы снова выедете на Чуйский тракт.
Идеальный штиль на Телецком озере и полная тишина. Только рокот двигателя парома и волны, расходящиеся по сторонам.
На противоположной стороне мы пришвартовались прямо к берегу.
Вид на поселок Артыбаш с озера.
Второй маршрут не менее интересен и если вы выберете его, то не пожалеете 100%! Удивительной красоты Телецкое озеро с кристально чистой водой, которую можно пить, зачерпывая ведром прямо с борта судна, окруженное горами и скалами с которых бурными потоками текут красивейшие водопады. А сумасшедшие виды с вершины перевала Кату-Ярык вы запомните на всю жизнь!
У нас в этот раз получился не совсем стандартный маршрут, так как мы выехали из Новокузнецка и через горнолыжный курорт Шерегеш, село Турочак вышли к Телецкому озеру в Артыбаше. При этом пришлось около ста километров ехать по пыльной гравийной дороге.
Заранее договорившись с капитаном новенького, чистого и даже уютного парома «Сапфир», мы погрузили свои мотоциклы и в 5.30 утра отошли от причала номер 1 п. Артыбаш, а через пять часов пришвартовались на противоположном берегу озера в устье реки Чулышман. Это водное путешествие с заходом на один секретный объект, куда паром привез огромные мешки с черноземом, нам обошлось в 5 тысяч рублей с человека, включая мотоцикл. По-моему вполне приемлемая цена. Кстати, длина Телецкого озера более 70 км, а ширина в среднем 2-3 км.
На высоком берегу реки Чулышман.
Затем были 80 км очень красивой грунтовой дороги вдоль реки Чулышман и мы поднимаемся по крутому, каменистому серпантину на перевал Кату-Ярык. Я делаю это в третий раз и не перестаю восхищаться красотой этого фантастического места!
Неожиданная встреча с друзьями из Иркутска — Димой Яскиным и его супругой Вероникой! Это просто невероятно, как дороги сводят путешественников!
Вот оно — счастье!
Меньше недели мы путешествуем по Алтаю, а впечатлений уже хватит на год.
Картинки событий в памяти настолько ярки, разнообразны и многочисленны, что мозг уже перестает их выстраивать во временную и логическую последовательность. Это состояние знакомо всем путешественникам. Через 3-4 дня простой вопрос — Какое сегодня число или день недели? ставит человека в тупик и мозг лихорадочно перебирает те рэперные точки, от которых он привык отталкиваться в повседневной жизни и, не находя их, зависает.
Начало пути.
100% монгольский пейзаж.
Дорога ведет к заброшенному руднику.
Вчера в поселке Кош-Агач мы встретились с еще одной группой наших друзей, путешествующих по Алтаю на УАЗе и мотоцикле. За совместным обедом в кафе было принято решение поехать к высокогорному озеру Нарын-Гол (49.82155, 89.543415 ) где расположена турбаза Кок-Кёль у самой границы с Монголией и там же переночевать. План нам показался интересным, вот только дороги к этому озеру никто не знал, да и не было её, вобщем-то. Были несколько накатанных грунтовых направлений, кто был в Монголии, тот поймет о чем я говорю.
Озеро Нарын-Гол. 2640 м. Над уровнем моря.
Блуждали мы по этим дорогам несколько часов, пока не вышли на нужное направление. Правда оно оказалось довольно таки сложно проходимым. Дожди и паршивая погода сделали свое дело и превратили грунтовую дорогу в болото. Пришлось ехать по вершинам поросших зеленью и удобренных камнями вершинах сопок. В итоге наши друзья, периодически поддерживающие настроение водкой и пивом, потерялись в бескрайних просторах гор и ущелий. УАЗ застрял в болоте мертво, а товарищ на мотоцикле ушел в сторону монгольской границы и исчез с экранов радаров окончательно.
Утро не предвещало ничего хорошего.
Дорога к озеру — сплошные болота. Раннее утро. Едем на поиски потерявшегося друга.
Озеро Нарын-Гол в 5 утра.
Затемно втроем мы добрались до базы, представляющую собой несколько деревянных домиков на берегу озера, окруженного огромными заснеженными скалами. Высота 2670 м. Холодно. Температура упала ниже ноля. Но появилась связь. Кстати, на базе нас не ждали и вообще, там не было никого, кроме двух местных человек, мужа и жены, проживающих здесь и заодно охраняющих все это хозяйство. Операция по спасению УАЗа закончилась за полночь, а в пять утра поехали искать нашего друга, . К 7 утра он вышел на связь. Оказалось, заблудившись окончательно, он принял решение переночевать в каком-то сарае при заброшенной овчарне, а утром пошел обратным путем. Встретились в поселке Кокоря (49.913733, 89.001228), откуда уже начинается асфальт.
Вобщем день и ночь прошли очень интересно и насыщенно.
А озеро реально красивое ! И водопад там огромный. Правда мы его не успели разглядеть, как и всю ту красоту, которая нас окружала. ))
Чуйский тракт
По версии журнала «National Geographic» Чуйский тракт, единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. И я полностью с ними согласен! ))
Сегодня Чуйский тракт это современное, практически идеальное шоссе длиной 953 км от Новосибирска до границы с Монголией (с. Ташанта).
Обратная дорога от Кош-Агача на север.
Пейзажи, словно постеры!
Но самая красивая его часть начинается за Горно-Алтайском. Более 400 км не похожей на другие и очень живописной дороги с плавными изгибами, иногда пронизывающими скалы, вьющейся сначала вдоль бурной реки Катунь с изумрудного цвета водой, потом серпантином поднимающейся на один перевал, потом на второй — спуски, подъемы, затем справа появляется река Чуя, слева — горы и так до Ташанты, где Чуйский тракт заканчивается и погранпереходом с Монголией, куда сейчас, к сожалению, не пройти.
Все замечательно на Чуйском тракте, только с придорожным и вообще с сервисом здесь пока еще не очень…
Проехав от Кош-Агача до Горно-Алтайска по Чуйскому тракту, решил вернуться обратно. Шикарная трасса и отличная погода — вот оно счастье! ))
С бензином проблем нет, АЗС много, чего не скажешь о приличных отелях, кафе и ресторанах. Это не Альпы и не Пиренеи и чем ближе к Монголии, тем красивее природа и суровее люди.
Выбрали место для ночевки с обалденным видом на реку Катунь.
В последнее годы кое-что меняется в лучшую сторону, открываются небольшие кафешки, строятся базы отдыха, обычно представляющие собой деревянные домики с удобствами во дворе и общим душем. Но в сезон и они бывают заполнены, так что комплект палатка-спальник будет не лишним. А для тех, кто любит иногда побыть наедине с природой, даже рекомендуется. В отличие от той же пресловутой Европы здесь вы можете разбить лагерь практически в любом самом живописном месте. И это реально круто! Проснуться рано утром, откинуть полог палатки и увидеть где-то далеко внизу голубую ленту реки и белые вершины гор на фоне восходящего солнца.
Справа Катунь, слева горы — красота!
Хотя я бы не отказался от возможности иногда вместо полога палатки отодвинуть штору в каком-нибудь уютном номере приличного отеля с таким же видом. ))
«Самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт»
Все. Приехали. Дальше только снег. Ретранслятор у п. Акташ
Это известное утверждение отчасти верно и для Алтая. Чуйский тракт шикарен бесспорно, но есть еще сотни километров прекрасных дорог, большей частью грунтовых, убегающих в горы и ущелья, вьющихся вдоль берегов многочисленных горных рек, речушек и ручьев. Почти все они ведут к высокогорным пастбищам и овчарням, некоторые — к техническим сооружениям типа рудников или вышек связи.
Есть довольно популярные места, куда можно добраться даже на автомобиле, если вам его не жалко. Можно заказать экскурсию на УАЗе, пройти пешком, но по моему мнению лучше всего, конечно же добраться самому на мотоцикле! )) При условии, если у вас есть достаточный опыт езды по бездорожью и соответствующий мотоцикл.
Дорога на второй ретранслятор изобилует такими во бродами. Их около десятка на пути к вершине.
Вот, для примера, некоторые из интересных мест:
— Грунтовая дорога от оз. Телецкое ( 51.364908, 87.746362 ) до Чуйского тракта по долине реки Чулышман, через перевал Кату-Ярык (50.911646, 88.216368) и п. Улаган. (50.632076, 87.956269). Очень красивая дорога, сумасшедшие виды с вершины перевала. Сложность маршрута — ниже средней.
— Ретранслятор у п. Акташ. ( 50.339921, 87.748553 ) Высота 3000 м. Дорога — грунт, камни, промоины. Серпантин. Очень красивый вид с вершины.
Сложность маршрута — средняя.
— Ретранслятор (50.288691, 86.969613) Интересная дорога начало у п. Акбом. Идет от Чуйского тракта вначале по долине, потом каменистым серпантином поднимается на высоту 2300 м. с прекрасным видом. Много неглубоких бродов. В дождливую погоду в долине очень грязно и скользко. Сложность — средняя.
— Дорога на высокогорное озеро Арукем (50.615444, 85.759943). От п. Каракол. Хорошая грунтовая дорога, но есть очень сложный участок для тяжелых мотоциклов — крупные острые камни, грязь и корни деревьев. Болотистые участки. Подъем на озеро крутой и скользкий в дождливую погоду.
Сложность зависит от погоды. После дождя — выше средней.
— Грунтовая дорога на перевал 1820 м. с видом на долину. (50.551512, 86.717118) Начинается от с. Малая Иня (50.452797, 86.666746) Промоины, ручьи, камни. Сложность — средняя. Встретили лося и косулю.
— Тропа от п. Инегень ( 50.322242, 86.694069 ) до п. Тюнгур. (50.161009, 86.306533). Очень интересная тропа вдоль берега р. Катунь с сумасшедшими видами. Есть опасные узкие участки вдоль крутого склона, камни, броды и т.д. Сложность — высокая.
Это всего лишь несколько маршрутов, но если вы любите бездорожье, то можете смело штурмовать их и дополнить список своими треками.
На пути повстречался небольшой кусочек болота.
сл. Сростки
Где-то на половине пути между Горно-Алтайском и Бийском есть довольно большое село Сростки. Село как село, обычное и ничем особо не примечательное. Разве что новый, очень красивый храм из красно-желтого кирпича выделяется на общем фоне одноэтажных деревянных домов.
Но есть здесь одна достопримечательность, мимо которой я не мог проехать.
В самом начале села сворачиваю с трассы и узкая асфальтированная дорога ведет меня мимо кладбища в гору. Не дойдя несколько сотен метров до вершины, дорога заканчивается асфальтированной площадкой. Протискиваюсь в узкий проход между ограждением и по грунтовой дорожке еду дальше. Через пол-минуты на фоне темно-синего неба, затянутого облаками, появляется огромная фигура босого человека, сидящего на сером камне. Узловатые кисти рук лежат одна на другой, локти на коленях, задумчивый спокойный взгляд устремлен вдаль. На село, где он родился, жил, работал…
Василий Макарович Шукшин. Талантливый писатель и актер, Человек с большой буквы.
Много в своей жизни я видел памятников разным знаменитым и не очень людям. Короли верхом на вздыбленных конях со шпагами и мечами, цари в соответствующем обличии с короной на голове, «мужики в пальто» и без, гранитные истуканы, сделанные по одному шаблону и указывающие путь в светлое будущее и т.п.
Но эта скульптура босого человека в рубашке и простых штанах вряд ли оставит вас равнодушными. Без пафоса и лишних деталей, без коней и постаментов так передать суть и глубокий внутренний мир простого и вместе с тем гениального мужика из алтайской деревни — это фантастика!
Храм в Сростках.
Одна из улиц в селе. Но большинство заасфальтировано.
Удивительное по энергетике место, будете на Алтае, посетите обязательно.
(52.412756, 85.713609)