«Нормальные герои всегда идут в обход».
Утром выехали из Великого Устюга в сторону Котласа. По довольно приличной асфальтированной дороге за полтора часа добрались до паромной переправы. (61.321602, 46.92343)
На высоком противоположном берегу реки Вычегды был виден белоснежный храм и такие же белые огромные буквы — название города. СОЛЬВЫЧЕГОДСК.
В этом маленьком городке с богатейшей 500-летней историей я уже был три года тому назад, путешествуя по северу России на мотоцикле.
За Сольвычегодском заканчивается асфальт и начинается хороший, указанный грейдер. Ехать можно 80-100 км/ч, но пыль стоит столбом. Все реже и реже на пути встречаются деревни в три двора с почерневшими от времени избами и полуразрушенными церквями.
Проехали еще сотню километров, за все время обогнав три лесовоза и встретив пару легковых автомобилей. Деревянные мосты, реки с коричневой водой и бескрайний лес — типичный северный пейзаж.
В Яренске, довольно большом поселке — районном центре, мы нашли единственное место, где можно было пообедать. Продовольственный магазинчик с маленькой комнаткой на два столика и витриной с незамысловатыми готовыми блюдами в пластиковых контейнерах. Женщина-продавец любезно разогрела в микроволновке котлеты с рисом и жареные куски рыбы с макаронами. Не могу сказать, что это было очень вкусно, но не дорого — это точно!
О том, что мы пересекли границу Архангельской области и Республики Коми я догадался только по двойным названиям рек и некоторых поселков на двух языках — русском и коми.
В город Микунь приехали вечером, быстро нашли единственную гостиницу у огромной узловой ж/д станции, которая вместе со стоящим рядом черным паровозом с красными колесами, является одной из достопримечательностей города, наряду с памятником Ленину, ж/д музеем и исправительной женской колонией ИК-31.
Завтра поближе познакомимся с Микунью и продолжим наше путешествие дальше на север.
Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда! (с)
Из песни.
Я много раз путешествовал по Русскому Северу, намотав десятки тысяч километров на колеса автомобиля, мотоцикла, квадроцикла и даже на гусеницы снегохода по его бескрайним просторам. Казалось бы, что-то новое и необычное уже вряд ли можно увидеть.
Но Север не отпускает. Этот суровый и малонаселенный край обладает какой-то необъяснимой притягательной силой.
И чем дальше от цивилизации я забираюсь в бескрайнюю тайгу или тундру, тем ярче впечатления и восторг от увиденного.
Для меня Север похож на огромную книгу, гениальный литературный шедевр, который можно перечитывать всю жизнь, каждый раз открывая для себя новые и новые идеи и смыслы, заложенные автором.\
Пытаюсь запечатлеть в памяти, видео и фотографиях самые яркие моменты, чтобы после, просматривая их, мысленно возвращаться сюда и строить новые планы и маршруты по необъятному и фантастически красивому Русскому Северу.
А пока путешествие продолжается!
Архангельск-Северодвинск-Онега-Каргополь.
Третий день едем по Архангельской области. Какая же все-таки она огромная! По площади больше Франции и Испании, а вот плотность населения меньше, чем в Монголии. Тысячи километров дорог без покрытия соединяют между собой затерявшиеся в тайге деревни и поселки.
К сожалению, постепенно вымирающие. Суровые условия жизни, отсутствие работы и современной инфраструктуры вынуждают молодежь уезжать в крупные города. Остаются пенсионеры, которые доживают свой век вместе с большими, когда-то крепкими и красивыми бревенчатыми домами, постепенно ветшающими и разваливающимися без должного ухода.
Интересно было бы вернуться в прошлое, лет на 150, и проехать этими дорогами вдоль Северной Двины, Мезеня и Онеги, когда в каждой из этих деревень кипела жизнь, повсюду звучали колокола с высоких деревянных церквей, раздавался стук топоров и визжание пил, на улицах — детский гомон и смех, мычание коров, гоготание гусей и лай собак.
Я не знаю, что надо сделать, чтобы все это вернулось обратно. А может и не надо ничего делать? Все в этом мире зарождается, растет, стареет и умирает. Люди, деревни, города, государства и даже целые цивилизации исчезали с лица Земли безвозвратно. Чтобы уступить место новому.
Или просто кануть в лету.